Россияне не прививаются из-за апатии и настороженности в отношении Кремля — The New York Times
После того, как в декабре прошлого года София Кравецкая вакцинировалась российской вакциной «Спутник V», она стала изгоем на московской детской площадке, куда она водит свою маленькую дочь.
«Когда я упомянула, что стала добровольцем в испытаниях и мне сделали первый укол, люди начали убегать от меня, — рассказывает она. — Они считали, что если тебе сделали прививку, то вирус находится внутри тебя, и ты заразен».
Для 36-летней Кравецкой такая реакция стала отражением преобладающего недоверия к российским властям, которое усилилось с момента начала пандемии в прошлом году. Этот скептицизм, как говорят опросы общественного мнения и социологи, является основной причиной, по которой только треть населения страны полностью вакцинирована, несмотря на доступность бесплатных прививок.
Об этом пишет The New York Times, информирует UAINFO.org.
По словам экспертов, нежелание вакцинироваться порождает тревожную волну, в субботу в России впервые с начала пандемии погибло 1000 человек за 24 часа, а в понедельник Россия побила еще один рекорд: за предыдущие 24 часа было зарегистрировано более 34 тыс. новых случаев заражения.
Но даже при рекордном числе погибших правительство ввело незначительные ограничения, а кампания вакцинации стопорится, говорят социологи, из-за смеси апатии и недоверия.
Примерно 40% россиян не доверяют правительству, и эти люди являются одними из самых активных, кто отказывается от прививок, говорит Денис Волков, директор независимого социологического Левада-центра. В августе один из опросов показал, что 52% россиян не заинтересованы в вакцинации. «Речь идет о доверии и одобрении правительства и президента, — отмечает он. — Те, кто доверяет, гораздо более готовы сделать это».
Некоторые демографы усомнились в достоверности цифр, представленных правительством, что еще больше подрывает доверие к ним. Российское статистическое агентство заявило в пятницу, например, что в августе от Covid-19 умерло более 43 500 человек. Но другой государственный орган, национальная целевая группа по Covid-19, первоначально зарегистрировала менее 25 тыс. смертельных случаев в этом месяце, согласно подсчетам независимой газеты The Moscow Times. Из-за раcхождений россияне не знают, каким цифрам доверять.
Читайте также: Рыбников: Зачем шпионы "AstraZeneca" украли формулу российской вакцины "Спутник V"?
Любые новые меры по поощрению вакцинации могут сильно отставать, считает Волков. (…) «С самого начала не было определенного месседжа о том, что Covid-19 опасен, — сказал Волков. — Этот импульс утрачен, и теперь его очень трудно внедрить».
Летом правительство Москвы издало распоряжение о вакцинации 60% обслуживающего персонала, но критики утверждают, что этого не произошло. В августе мэр отменил недолговечную программу, связывающую доступ в закрытые помещения с QR-кодами, подтверждающими вакцинацию, потому что она была настолько непопулярной.
Правительство не горит желанием вводить ограничения, потому что не хочет «связываться с этим большинством людей», которые противостоят им, сказала Александра Архипова, социальный антрополог, изучающая дезинформацию, связанную с Covid, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
По ее словам, ее исследование показало, что многие россияне считают, что политикой руководят политические, а не эпидемиологические соображения. Например, указывает она, ограничения были ослаблены перед сентябрьскими парламентскими выборами, что она и другие восприняли как политический шаг, направленный на то, чтобы правящая «Единая Россия» не потеряла поддержки.
Читайте также: Россия приостанавливает работу своего постпредства при НАТО, – Лавров
«Как и другие проблемы, коронавирус стал инструментом в политических играх», — говорит Василий Вайберт, 33-летний парикмахер из Москвы. По его мнению, тот же принцип действовал летом 2020 года, когда ограничения были ослаблены в преддверии референдума по поправкам к конституции, в том числе по той, которая позволяет Путину править до 2036 года».
Архипова предложила еще одну возможную причину низкого уровня вакцинации: снижение чувства социальной ответственности за три десятилетия после распада коммунистического Советского Союза. «Россияне больше не люди коллектива, — говорит она. — Теперь люди стали довольно индивидуалистичными, и понятие «общественное благо» очень трудно объяснить».
Наконец, по словам Архиповой, россияне скептически относятся к самой вакцине «Спутник V». Хотя ее одобрили 70 стран, по данным ее разработчика, поддерживаемого государством Российского фонда прямых инвестиций, вакцина изначально вызывала большую настороженность из-за скрытного и необычайно быстрого процесса ее разработки и утверждения в России.
Ее не принимают ЕС, США или ВОЗ. «Люди боятся именно «Спутника V», а не всех вакцин», — говорит она. Западные вакцины, такие как Pfizer-BioNTech и Moderna, в России недоступны.
Перевод - Экономика от пророка
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки