MENU

Антисемитизм - обратная сторона украинофобии

945 1

Отрицать тяжелый шлейф взаимных обид в прошлом - дело неблагодарное, но такие травмы могли накопить и неизбежнонакапливали любые народы, прожившие рядом не одно столетие.

Так что же, ничего этого не было? Не было столетий вражды,подозрений (причем взаимных), обиды, недоверия, наконец,погромов? Короче, не было в Украине антисемитизма? Нет, я такого не говорил.

Антисемитизм - это как грязные руки, хочется сразу вымыть.Отмахнуться, закрыть дверь и перевернуть страницу. Копаться в таком материале неприятно, к тому же, может случиться,репутационные опасно. Впрочем, время от времени приходится. Прежде всего потому, что в результате бегства от реальности тень юдофобии еще где-то летает над Украиной. В том смысле,что, мол, «хохлы не любят евреев, точка» и больше украинскойсебя осознают и позиционируют как украинская, тем больше они якобы антисемиты. А дальше докажи, что ты не верблюд.

Нас сейчас интересует, насколько та - настоящая или мнимая - взаимное недоверие, даже нелюбовь украинский и евреев именно сегодня определяет общую интонацию страны, ее атмосферу, повестка? И если сейчас это только призраки истории, кто и зачем пытается их материализовать?

Поэтому оставим в покое времена Хмельницкого и Гонты, посмотрим поближе. Современная юдофобия - современное явление (во времена испанской инквизиции это была разновидность религиозных войн и достаточно было принять христианство, как больше никого твоя национальность не интересовала, сам Торквемада был евреем). А и юдофобия, которая предусматривает копание в анкете, состоящей из растерянности перед индустриализацией и урбанизацией, перед новыми экономическими отношениями, чужими для патриархального строя.

Интересна в этом роль Российской империи. Известно, что нарратив о похотливого, коварного еврея сложился здесь и уже отсюда мигрировал по Европе (вплоть до Германии и Франции), но значительно менее известно, что тексты, которые представляют тот нарратив, были буквальной калькой с более ранних текстов, направленных против ... поляков !

Исследование российского историка Алексея Миллера (не путать с Алексеем Миллером из корпорации «Газпром») относят эти тексты в «славянофилив» круга Михаила Каткова, это пушкинская эпоха, задолго до взрыва промышленного капитализма. А потом их уже подхватили антисемиты, подставив на место ляха жида. Именно отсюда карикатурный образ коварного еврея начал путешествовать Европой, найдя достойное развитие во французской (Эрнест Ренан) и немецком (Вильгельм Марр) публицистике, а затем в расовых штудиях Третьего Рейха.

Юдофобия в ренессансной, а затем барочной Украины имеет несколько другие корни, это, вслед за остальной Европой, так же прежде отголоски религиозных войн - просто экстраполяция на еврея вражды прежде всего против ляхов (точнее, католика). Евреи приняли на себя напряжение тех отношений в значительной степени вследствие географических обстоятельств и той специфической роли, которую выполняли некоторые члены этой общины. Вместе с тем там, где представители двух общин сталкивались не эпизодически, не на острие экономического конфликта (простенький пример: украинская крестьянин и еврей-хозяин), отношения развивались так, как они развиваются между соседями.Известный деятель еврейского движения Иосиф Зиссельс утверждает, что на западе Украины недавно во многих селах и городках украинской разговаривали на идиш: так им легче поддерживать бизнес. Взаимопроникновение и взаимообогащение

Отдельно следует упомянуть преступления против еврейства времен революции и революций, которые приписываются нашим соотечественникам, в частности войскам УНР.Внимательный взгляд на события свидетельствует, что это в значительной мере конструкт, построенный по принципу «горе побежденным» и успешно используемый на протяжении всего ХХ века как против украинского, так и против евреев. «И в каталог, и среди украинских сечевых стрельцов, а также в УПА были евреи, поскольку они, живя в украинской среде, не могли абстрагироваться от украинской проблематике. Это подтверждают все периоды освободительной борьбы Украинской против империи »(И. Зиссельс). Впрочем, облако ксенофобии сопровождала репутацию украинского освободительного движения - не в последнюю очередь благодаря целенаправленным усилиям имперских наследников.

В СССР именно наша страна была плацдармом для испытания передовых технологий решения национального вопроса в Ленинский-сталински духе. Сам Сталин был классическим антисемитом, но он так же стал инициатором многочисленных спецопераций по компрометации украинства, искусственного обвинения его в антиеврейских настроениях. Это направление активности был актуальным для советских спецслужб до самого конца СССР.

В нынешнем мире антисемитизм остается неким «системным вирусом», потенциальным оружием, которой могут пользоваться разные силы в зависимости от актуальной повестки дня. Он сохраняет свою вирулентность даже в западных демократиях, где стал частью мозаичного сознании политиков и интеллектуалов, которым удается сочетать ритуальные ламентации по поводу Холокоста (который был давно) с нажахуванням израильским милитаризмом (здесь и теперь) - неужели ощутима антиизраильская позиция Европы не является манифестацией двойных стандартов?

Что же касается современной Украины, то антисемитизм и украинофобия шагают здесь бок о бок. Что неудивительно, поскольку оба явления имеют общие корни и соответственно общие проявления (показательный информповод - последний случай вандализма на еврейском кладбище во Львове, где антисемитские и антиукраинские лозунги писались рядом). Суть общее осознание того, что уже давно, еще во времена глухого СССР, стало мировоззренческой доминантой лучших представителей обеих национально-освободительных лагерей: украинская и евреи имеют общие интересы, они не только дети одной земли, но и объективные союзники. Без свободы одних невозможна свобода других.
Отсюда два вывода:

1) антисемитизм = украинофобия; невозможно быть одновременно юдофобом и украинским патриотом, это нонсенс;

2) любые спекуляции на специфическом «Украинскойантисемитизме» (в частности, со стороны тех или иных«профессиональных защитников» отдельных сообществ или «полномочных представителей» европейской толерантности - о них уже упоминалось) следует признать провокациями.

Напоследок немного лирики. Одни слова заставляют думать,другие дают возможность отключить мозг. Поиск врага в лице представителей определенной этнической, религиозной иликультурной общности позволяет не думать. Речь ксенофобов - это язык примитива, упрощения, редукции. Упрощенный мир порой очень комфортным, успокаивающим и одновременномобилизующим, но это комфорт наркотического характера, ибовлечет болезненную абстиненцию.

Напротив,производительным является ощущение того, что жизнь сложнаи что в этой сложности, в ее понимании есть и безграничное удовольствие, и залог развития.

 Юрий КОРОЛЬ

 

 


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини