После катастрофы Крымск представляет собой очень страшную картину
К моменту, когда я оказался на месте, вода с улиц только-только ушла: что-то просохло, что-то откачали. Я увидел город, переживший страшный шок. Но паника уже прошла, и люди начали сосредоточенно восстанавливать свои дома, свои улицы после страшного удара стихии.
В этом репортаже вы не увидите трупов, не прочтете очередные домыслы про "кто виноват". Я отправился в Крымск не за жареными подробностями чужого горя, а для того, чтобы увидеть труд тех, кто пришёл на помощь тем, кто попал в страшную беду.
Сейчас почти на каждой улице можно встретить пожарные машины, которые откачивают воду из домов и с садовых участков. Крымск - это в-основном частные дома, как и в большинстве городов Краснодарского края.
Сейчас здесь работают спецслужбы со всей центральной России. Пожарные машины приехали не только со всего края, но и из соседних регионов. В одном из дворов я видел машину из Воронежа. Пожарные автомобили с насосами - одна из самых необходимых вещей в городе.
Повсюду, на каждой улице, у каждого дома очень много людей. Все они работают, вытаскивают вещи, мебель, технику на улицу. Вытаскивают всё, помещения насквозь сырые.
Жильцы складывают всё во дворах, в одну кучу. Телевизоры, шкафы, посуду: всё, что ещё может быть использовано в дальнейшем нужно очистить и просушить, но со многими вещами придётся расстаться. Здесь же, во дворе, готовят еду на дровах и газовых горелках, так целыми домами и пьют чай.
Когда вода ушла, на полу осталась страшная мерзкая жижа. Она на самом деле очень скользкая. Такой жижей покрыт почти весь Крымск. На улице грязь быстро засыхает, в домах сыро и промозгло. Оттирать это очень трудно.
Жильцам многоэтажек повезло больше чем тем, кто живёт в частных домах. Они смогли спастись, выбежав из квартир и поднявшись на пару этажей вверх. Так и пережили первую ночь, кто на лестничной клетке, кто в квартирах у соседей.
В Крымске сейчас работают сотни волонтёров-добровольцев. Они приехали сюда буквально со всей страны. Те, кто не смог приехать сам, переводил деньги для пострадавших или привозил вещи на сборные пункты в своих городах. Честно говоря, я был впечатлён и поражён этим единством людей, сплотившихся вокруг горя. Именно поэтому я решил тоже поддержать людей и прилететь в Крымск, хотя времени было совсем мало, сегодня утром я уже улетел в Германию. Для особо интересующихся хомячков, считающих, что я сделал это для пиара, и что их сидение в интернете перед мониторами полезнее моего поступка сообщаю, что в Краснодаре я купил для пострадавших немного продуктов - рис, консервы, дошираки и свечи - электричества в Крымске в тот момент так и не дали.
Чем занимаются волонтёры на местах? Помогают разгружать постоянно прибывающие в город вещи, пожертвованнные неравнодушными людьми из других городов. В некоторых пунктах вещи сортируют по размерам, но не везде для этого хватает рук. Волонтёры оказывают адресную помощь тем, кто в ней нуждается, вместе со спасателями расчищают завалы, откачивают воду, выносят мебель… Люди делают это добровольно, потому что они чувствуют, что должны быть здесь.
Одними из первых в тонущий город прибыли кубанские казаки. Казачество здесь - на самом деле большая сила. Это не просто дань традициям и красивые наряды по праздникам.
Казаки бесстрашно боролись со стихией, вытаскивали людей из воды, спасали тонущих животных. Они носят камуфляжную форму с нашивками "казачье войско", но они не военные. В обычной жизни они такие же как мы, обычные люди. Один работает охранником в больнице, другой вместе с женой держит небольшой цветочный магазин. Но случилась катастрофа, а они рядом. Здоровые, крепкие мужики, любящие свой край. Как они могли оставаться в стороне? Бросили всё и приехали.
Питьевая вода - одна из самых нужных вещей, до сих пор. Сейчас воду раздают всем бутылками и бидонами, недостатка в ней нет, но лишней она не будет.Кроме жилых домов, пострадали десятки магазинов. Хозяева не могут отлучиться: в городе орудуют мародёры. Некоторые побежали спасать свои дома, а в этот момент грабили их магазины. В этом магазине торговали мебелью и люстрами. Все шкафы отсырели, только люстры остались целыми, но за ними нужен теперь глаз да глаз.
А это тоже был магазин света, но позапрошлой ночью пришли и всё забрали, магазин не охранялся, ведь пострадали многие люди и хозяева не ожидали такой подлости. В магазине просто снесло одну из стен, и кого-то, видимо, прельстила халява.
Надо сказать, что размеры разрушений в СМИ сильно преувеличивают. "Крымска больше нет", "Смыло весь Крымск с лица земли" - кричат заголовки. Это не так. Пострадала только нижняя часть города, верхняя расположена на возвышенности и там всё цело: в некоторых районах есть электричество, работают магазины. К сожалению, люди из пострадавших районов не всегда могут добраться до верха, чтобы купить продукты дом нельзя оставлять, опасно. Позавчера по городу прокатилась паника о том, что надвигается "вторая волна" наводнения. Люди поверили, бросили всё, сели в машины и стали выбираться прочь из города, создав пробку и давку. Вернувшись домой, кое-кто не нашёл часть вещей...
Здесь же, наверху, в центре города, располагаются штабы спасательных служб, полиции, лагеря волонтёров.
Сюда приехали самые разные добровольцы. Они разбили палаточные городки в разных скверах и парках, где было место. Есть представители политических партий, из Краснодара привезли активистов из департамента молодёжной политики, есть общественные организации, например, "Лиза Алерт", которые специализируются на поиске пропавших людей. "Синие ведёрки" тоже приехали помогать крымчанам. Есть волонтёры-блогеры, которые коордируют работу через твиттер, хэштэг #Крымск
На площади перед памятником Владимиру Ильичу МЧС установило с десяток больших белых палаток, в которых могут разместиться как те, кто потерял кров, так и волонтёры, приезжающие в город.
В тот момент больше половины палаток были пустыми, пострадавшие либо ночуют у своих друзей и родственников, либо в созданных для них временных ночлежках в детских садах и школах. Там теплее, крыша над головой. По ощущениям, места хватает.
Я посетил один из таких пунктов временного размещения.
На двух этажах школы-интерната разместили кровати. Да, в общих помещениях, впритык друг к другу, как в казарме, но в таком положении выбирать не приходится, никто не жалуется.
Очень многие из тех, кто здесь поселился - одинокие пожилые люди. Им некуда пойти, у них нет друзей и родственников, или все они далеко. Я надеюсь, что именно для таких людей в первую очередь будут построены новые дома.
Здесь выдают не только постельное бельё, но и халаты. Люди спокойно занимаются своими делами, тихо разговаривают, никаких криков и паники - первый шок уже прошёл. Правда, психологи говорят, что всё это может вылиться в огромный нервный срыв через несколько месяцев, как бомба замедленного действия. Поэтому важно оказать людям психологическую помощь сейчас, даже если они говорят, чо всё в порядке.
На входе в городской кинотеатр толпа: здесь раздают воду и одежду, здесь же работает представительство пенсионного фонда. Вообще, предметы первой необходимости выдают почти в каждом районе, но люди отчего-то тянутся в непострадавший центр. Возможно, заодно желая решить какие-то свои дела, связанные с выплатами компенсаций.
В оперативном штабе МЧС нет никакой суматохи, видно, что система отлажена. По крайней мере, я могу судить это по работе пресс-центра. Журналистам уделяют внимание, берут с собой на разбор завалов и откачку воды. Здесь же есть доступ в интернет.
Где-то здесь же, в Крымске, работает центр проведения спасательных операций особого риска "Лидер". Я был у них в гостях в прошлом году, но пост так и не написал. К сожалению, не смог найти там своего знакомого sekurg, но и по пустякам не хотелось отвлекать человека.
Со вчерашнего дня проводится добровольная вакцинация от гепатита А. Почти все ведут своих детей делать прививку, но далеко не все взрослые на неё соглашаются, не знаю почему.
В доме культуры тоже раздают вещи из гуманитарной помощи. Жители одежде очень рады, но сетуют на то, что многие вещи не новые. Конечно, они понимают, что люди отдают им то, что могут, но им остро не хватает белья, носок - эти вещи, конечно, не должны быть "бэушными". Пожалуйста, обратите на это внимание, если будете передавать какую-то одежду на точки сбора. В магазинах Ашан, например, носки стоят по 20 рублей, не дорого. Сам не успею купить/передать, увы.
В тех частях города, где нет света, перекрёстки регулируются вручную. Гаишники очень вежливы.
На этой фотографии виден уровень воды. И это далеко не предел, фото сделано ближе к верхней части города.
Одна из самых страшных картин - в районе городского стадиона, здесь валяются искорёженные машины, а сам стадион до сих пор в воде.Света в городе почти нигде нет, но работают мобильные дизельные установки, люди здесь могут зарядить свои телефоны. Кстати, Билайн у меня работал без нареканий, но я не мог дозвониться на телефоны МТС. С МегаФоном, кажется, тоже всё в порядке - туда звонки проходили без проблем.
В нижней части города ещё можно встретить не спавшую воду.Сами местные жители тоже активно участвуют в разборе завалов, это же их дома.
Очень жалко пожилых людей. Хорошо, что они не одни и им помогают молодые ребята-волонтёры. Год назад я был в посёлке Урман, под Уфой, где в прошлом мае из-за взрывов артиллерийских снарядов разнесло половину посёлка. Ущерб был намного меньше, но там я встречал бабушек, которым никто не помогал чинить их дома.
Мне было очень грустно смотреть на город Крымск и видеть последствия потопа. Я не хочу делать выводов и поддерживать слухи и сплетни. А их в городе ходит немало. Я показал вам то, что видел. В городе ходит много слухов, ещё больше домыслов в СМИ. Агентство ОБС - "Одна бабка сказала", как правило, в чрезвычайных происшествиях работает очень хорошо. Что касается количества жертв - все слышали истории о фурах, полных трупов. Фуры видели, а трупы внутри нет. Почти во всех домах и дворах много людей, люди занимаются восстановлением своих жилищ. Я задавал вопросы почти всем, а сколько погибло в вашем доме, на вашей улице. Почти все отвечали, что к счастью, их личные знакомые не погибли, только несколько человек рассказали, что знают конкретных жертв. Я хочу верить в то, что это на самом деле так.
А жители города Крымска просили меня передать слова огромной благодарности всем, кто присылает им свою одежду, деньги, покупает лекарства, воду, продукты. Они чувствуют нашу поддержку, а это сейчас для крымчан важнее всего. И многие приглашают в гости в свой тёплый южный город, когда у них всё наладится. В это хотят верить жители Крымска.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки