MENU

Украина - не место для Украинского кино

1767 4

 

В контексте надавней победы короткометражного фильма «Кросс» украинского режиссера Марины Вроды на Каннском фестивале захотелось мне спросить себя - а что я как рядовой зритель знаю об украинском кинематографе?


Но главный вопрос - как из такой пустой среды выныривают кристаллически чистые (по крайней мере - признаны и отмечены солидными фестивалями) ленты как тот же «Кросс» Вроды, «Попутчики» Стрембицкого, «Тир» Томенко или «Живые» Буковского?

 

Украинское кино - для любителей поголодать

 

Можно сказать, что украинское кино существует. Однако для подтверждения этой сентенции нужно залезть с головой в эту сферу, надев очки, копать глубоко. Даже в таком случае, при условии что все «украинское поэтическое кино» ХХ века уже нами априори пересмотрено, все равно приходится ждать любой новый, не говоря уже о качественном, фильм, очень долго.

 

Иногда надо превратиться в хищника, который готов часами выжидать свою жертву. Определенные виды пауков способны без всякой пищи выживать до восемнадцати лет. Вот подобным паучком надо стать, если ты готов питаться только украинский фильмами.

 

Один человек. Один год. Один фильм.

 

Я - зритель не бдительный. В смысле, мне не обезательно в любую цену просматривать и следить за всеми новинками украинского кинематографа. Можно сказать, что я рядовой украинский зритель. И в этом есть одно важное экспериментальное преимущество.

 

Рядовой зритель - лакмусовая бумажка. Имеется в виду самый средний из всех возможных зрителей. Настолько средний, что из него одного можно делать выборку определенных статисничних данных по всей Украине. И то, насколько он осведомлен в определенной сфере жизни, значит, насколько осведомлено в этом наше - рядовое общество.

 

Вот например, украинский полнометражные игровые фильмы последних десяти лет, которые мне повезло (имеется в виду - едва откопал в дебрях интернета), или «повезло» (имеется в виду - можно было не смотреть) увидеть:

«Счастье мое», «Сафо», «Штольня», «Мамай», «В субботу», «Цикута», «Молитва за гетмана Мазепу», «Богдан Хмельницкий», «Райские Птицы».

 

Еще слышал о «Железной сотне», «Иллюзии страха», «Оранжевом небе», «Хэппи пипл», «Против солнца».

 

Возможно, несколько просмотренных фильмов я не упомянул, но это, кажется, не проблема моей памяти, а проблема тех полнометражек.

 

Украинский фильмов, которые я просмотрел, оказалось девять. Примерно за последние 10 (десять) лет. То есть, почти 1 (один) фильм в год!

 

Да и то - украинскими их можно назвать с несколькими поправками.

1) Большинство фильмов снято на русском языке.

2) Большинство фильмов - не чисто украинского производства, а общего с какой-то другой или несколькими странами.

3) Во многих фильмах актеры в большинстве не украинские (очень часто - русские).

 

Эти мои среднестатистические данные не имеют целью претендовать на какую выборку. Некоторые скажут - маловато ты смотришь. А кое-кто скажет - я кроме «Мамая» ничего не то что не видел, даже не слышал. Однако, эта выборка - признак того, насколько сами украинские фильмы, точнее, их продвижение или их количество появляется перед моим лицом (читай - лицом среднестатистического среднезрителя).

 

То есть, действительно выходит, что на вопрос, есть ли украинское кино, можно отвечать - есть! Оно одно! Лишь одно в год украинское кино.

 

Конечно, можно меня спросить, мол, почему ты только о количестве, а не о качестве?

О качестве, в большинстве вышеуказанных случаях, следует вежливо откашляться.

 

А относительно отмечания количества фильмов, важно, чтобы была масса фильмов, определенный груз. При чем - балласт - тоже не помешает. Тогда появится поле для разговоров не о единичных выстрелах наших короткометражек, а о среде. А оригинальные фильмы, которые не гонятся за европейским арт-хаусом, создавая пока квазиарт-хаус (яркие представители которого, например, «В субботу» или «Счастье мое»), могут возникнуть только в аутентичной среде.

 

Кира Муратова - среда «в себе»

 

Отдельной категорией я бы поставил фильмы Киры Муратовой. Этот режиссер давно стал явлением. Ее фильмы выходят с завидной частотой и еще с более завидным качеством.

 

Полнометражные фильмы Муратовой за последнее десятилетие: 2001 - «второстепенные люди», 2002 - «Чеховские мотивы», 2004 - «Настройщик», 2007 - «Два в одном», 2009 - «Мелодия для шарманки».

 

Муратова создает атмосферу вокруг себя. Ее стиль - не дань европейским тенденциям. Это авторское сильное оригинальное письмо.

 

Но эта среда определенной степени замкнута именно на себе. Оно не вливается в темноту украинского кино, а находится как бы рядом, с надписью на нем - «изготовлено в Украине». На больше чего-то украинского от него вряд ли удастся. Хотя, конечно, фильмы не обязаны быть привязаны к определенным национальным требованиям или ограничениям.

 

Вот и фильмы Киры Муратовой существуют себе вне национального. Вне российского, вне украинского. То есть, шире их. Но воспринимаются как нечто «не наше». Надеюсь, только из-за стереотипа - все, что качественное - импортное.

 

Гора никак не идет к Мухаммеду

 

В чем же проблема того, что украинские фильмы не знает украинский зритель?

 

Недостаточно финансируются учебные учреждения, нет необходимых технических средств для съемок, государство ничтожно поддерживает фильмопроизводство. Все упирается в финансирование.

 

Короткометражки, на которые требуется меньше капиталовложений, которых у нас снимается немало, которые уже создали определенную среду, с памятью о едва ли не лучшей в мире советской школе документальных и короткометражных фильмов, уже не впервые, попав на крупные фестивали, привозят оттуда главные награды . Награды европейского масштаба.

 

Напрашивается утверждение, что с творческими ресурсами у нас все хорошо. Просто далеко не всегда хватает финансирования.

 

Меценатам давно пора заметить, что качественный украинский короткий метр (а это качество доказано Европой) очень хочет прорваться в полнометражные игровые фильмы.


Украинские режиссеры словно говорят — маленькое финансирование — привозим главные победы в коротком метре. Большое финансирование — привезем главные победы в полном метре.

Можно также, с другой поправкой, утверждать, что украинское кино есть. Например так - украинское кино есть, украинских спонсоров - нет.

 

Или так - украинское кино есть. А если вы его не замечаете, возможно вы - именно тот спонсор, который его и не хочет замечать.

 

Ну и еще вариант. Украинское кино есть. Правда, нужно оно только в Европе.

 

 

Павло КОРОБЧУК, [info]koroboro

 

 



Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини