Сегодня не лучший день для России - Портников
Но я хочу поговорить одругой трагедии - трагедии Русскойцеркви и тех моральных ценностей, которыеона обязана проповедовать. Этодействительно большая и серьезнаяпроблема, во многом объясняющая то, чтопроисходит с российским обществом.
Русскую церковьуничтожили давно. Ее мучили и стегалипри Иване, жгли при Алексее, а при Петреи вовсе превратили в винтик государственноймашины, заменив патриарха синодом. Мынередко удивляемся: как же это русскийнарод мог так жестоко расправиться срусской церковью? Ведь не инопланетянеже разрушали храмы, разворовывалиимущество, убивали священников, мочилисьу алтарей, а потом десятилетиями жилиу своих святилищ, превращенных вовощехранилища, - и ничего у них тамвнутри не екало.
Можно, конечно, всесвалить на гипноз большевизма, но можнои понять, что для народа церковь давноуже была частью власти - и прощание сней было частью прощания со всем темстарым миром, который был уничтоженпосле Октябрьского переворота. Прощалисьне с проповедями, не с ценностями, не сБогом даже - Бог в официальных церквахне живет; прощались с синодом, бывшимбудто бы продолжением правительства,священником, казавшимся продолжениемурядника, прощались со старой властью,которую было предписано ненавидеть.
И церковь - огромная,великая, претендовавшая на главную рольв православном мире - за несколько летпрактически исчезла, будто и не было ееникогда. А с церковью исчезли не толькосинод и драгоценности, унесенные изхрамов новыми властителями. Исчезлинравственность и совесть, которые можнобыло найти в храме - если было, конечно,желание. Их заменили моральный кодексстроителя сами помните чего, двоемыслие,цинизм и уверенность, что так и должнобыть - уже не на уровне государства, ана уровне конкретного человека. Безвериеи черствость стали нормой: мы учили вшколах "Смерть пионерки", этотталантливый кошмар Багрицкого, в которомрука умирающей девочки, отказывающейсявыполнить просьбу своей несчастнойматери и надеть на себя крестик, казалосьчуть ли не десницей нового Господа,презирающего материнство и готовоголюбое чувство обменять на красныйгалстук.
Когда церковь вернулась- по воле Иосифа, семинариста-расстриги,закомплексованного диктатора замызганной,утрамбованной лагерями страны, решившего,что крест поможет в войне, - она вновьстала частью государственной машины.Совет по делам религий, КГБ, тотальныйконтроль, страх на исповеди... Но все жеона была Золушкой на красном балу - еене любили, не понимали, сторонились,самые правильные в нее никогда незаходили и даже собственных детейкрестили тайно - или не крестили вообще.Она была с властью - и все же не былавластью. Именно поэтому у нее был шанс,весомый шанс вновь стать Русскойцерковью. Стать голосом нравственностив обществе, сторонящемся совести.
А она им не воспользовалась- потому что ее иерархи хотели одного:чтобы она вновь стала властью. Чтобыможно было "вышивать" на мерсах,чтобы можно было ощущать себя членамиполитбюро, чтобы царь приходил напраздник к патриарху, а губернаторприезжал к митрополиту на угощенье. Иполучилось: как задумывали, так и вышло!Но нельзя быть частью власти - и не бытьчастью ее карающей машины. У Русскойцеркви послепетровских времен так неполучилось - и у Русской церкви временпослеборисовских так не получится. То,что происходит сегодня, - это простокульминация, трагическая кульминацияпревращения Русской церкви в постсоветскийдепартамент.
И это обидно до слез.Церковь навсегда останется с теми, комуона не нужна. Кто ходит в храмы не длятого, чтобы стать лучше перед Богом илюдьми, а потому, что так принято, чтотак нужно, что так модно. С теми, для когохрам вместо дома культуры, а священниквместо массовика-затейника: неважно,что он там говорит, а важно в точностиисполнить обряд. С теми, кто за ханжествомскрывает порок, а за набожностью гнильи презрение к людям. Но многих действительнонравственных людей, тех, кто живет непо лжи даже не потому, что верит, а потомусовесть внутри их самих, то ли рядом сБогом, то ли вместо него, - этих людейсвоим слиянием с владимировским царствомкирилловская церковь оттолкнет. Истрашно не то, что оттолкнет, а то, чтоне найдет себе места в будущем, когданеправота этого слияния будет очевиднадаже для ее прихожан и когда обществобудет отчаянно нуждаться в нравственнойпроповеди - но неоткуда и не от когобудет ее услышать.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки