MENU

Никаких тайн: болгары откроют архивы коммунистических спецслужб

595 0

Президент Болгарии Росен Плевнелиев в специальном обращении по поводу Дня памяти жертв коммунистического режима определил как «самый тяжкий порок нашего переходного периода» отсутствие недвусмысленной оценки его преступлений, передает Day.Az со ссылкой на Gazeta.ru.

Он также заявил, что «упорно ищутся причины и средства, чтобы документы коммунистических спецслужб оставались непрочитанными».

Президент призвал архивировать, отцифровать и предоставить государственному архиву все документы, связанные с деятельностью коммунистических спецслужб.

«Спустя 25 лет тайн быть не может. Пусть все имеют доступ к ним, — цитирует главу государства Болгарское радио. — Пусть раз и навсегда будут прекращены спекуляции, связанные с органами госбезопасности, все документы переданы в архив, и каждый мог бы воспользоваться возможностью ознакомиться с ними, как это давно сделано в других европейских государствах».

*****


Напомню, что Болгария, как и Украина, в советское время была подконтрольна московской империи. Летом минувшего года, болгары предприняли грандиозную попытку очищения общества от коммунистической и российской скверны: 

В Болгарии рассекречен большой массив архивов политической полиции и разведки времен коммунистического режима: среди бывших агентов ГБ оказались нынешние банкиры, медиамагнаты и госчиновники.

Имена, имена, имена... Банкиры, страховщики, биржевые брокеры, бизнес-консультанты. Сотни имен подчеркнуты синим карандашом — «та или иная степень сотрудничества», десятки — красным («тесно сотрудничал или штатный агент»).

Комиссия по рассекречиванию досье бывших агентов госбезопасности («Комиссия по досье») во главе с экс-депутатом парламента Евтимом Костадиновым менее чем за год обработала данные по 10 тыс. «субъектов экономической деятельности». Отдельной строкой в документах проходят так называемые «кредитные миллионеры» — те, кто в 90-х легко получил необеспеченные кредиты. Огромные суммы специально выдавались ушедшим в бизнес «проверенным людям» с конкретной целью: взять под контроль национальную экономику.

В памяти многих болгар в эти дни всплыла и нашумевшая история середины 90-х: тогда проверка двух доведенных до банкротства банков показала, что крупнейший кредитный должник — босс турбизнеса Младен Мутафчийский, умыкнувший более 4 млрд старых левов (десятки миллионов долларов по тогдашнему курсу). Теперь же выяснилось, что с 1980 года Мутафчийский числился в реестре спецслужб как агент по кличке «Михайлов». «Деньги не пахнут, — заявляет сегодня бизнесмен в ответ на разоблачения и уточняет: — да, я работал на госбезопасность, но на друзей не доносил». То же говорят в свое оправдание и некоторые другие его коллеги по «бизнесу» — мол, время такое было...

Сотрудники КГБ массово уничтожали информацию о себе и своих агентах.

Операция «Ленин»

Начало 1990-го, София. Тодор Живков уже смещен, но Болгарская компартия еще не отказалась от монополии на власть, в стране продолжаются протесты с требованием политических реформ. От зданий, где расположились самые секретные подразделения госбезопасности («Комитет за державна сигурност»), отъезжают грузовики с таинственным грузом и держат путь в расположенный неподалеку от столицы город Перник.

Точнее, на металлургический комбинат с символическим названием «Ленин» — первенец отрасли, возведенный в свое время при помощи Советского Союза. Но на сей раз у «Ленина» была особая миссия: его доменным печам предстояло превратить в золу десятки тысяч документов из архивов коммунистических спецслужб. Ничего удивительного: если бы эти материалы, собиравшиеся десятилетиями, стали достоянием взбунтовавшегося народа, можно только догадываться о масштабах негодования.

Речь ведь шла в том числе и о подтвержденных фактах физического уничтожения инакомыслящих. Грузовики благополучно добрались до «Ленина» — операция длилась трое суток. Ее организаторы полагали, что уничтожили все улики. Но они просчитались. На самом деле было уничтожено около 40%, по разным данным, агентурных материалов. Структура спецслужб оказалась более громоздкой и разветвленной, чем думали сами их руководители, — километры досье так и застряли в регионах и добрались до них только сейчас.

Но не зря госбезопасность в коммунистической Болгарии называли «государством в государстве» — по своей совокупной численности она даже превосходила регулярную армию страны: 300–350 тыс. штатных сотрудников плюс примерно полумиллионная армия внештатных «сексотов». В 1980-х население Болгарии составляло 8 млн — получается, что больше 10% населения доносило на ближнего.

Из одного миллиона работников госучреждений в среднем 10% были агентами ДС. Вот почему после свержения Живкова в ноябре 1989-го вполне реальной была угроза контрпереворота. Генерал Атанас Семерджиев, назначенный в то революционное время главой МВД, провел сокращение и тотальную реорганизацию органов МВД.

Но сделать то же самое с ГБ не захотел. Десятки тысяч болгарских чекистов спокойно дослужили, а потом ушли на гражданку — в политику, бизнес, СМИ... Перед майскими выборами в парламент комиссия стала проверять кандидатов в депутаты и обнаружила 142 фамилии бывших штатных сотрудников ГБ и военной разведки (всего в болгарском парламенте 240 мест. — The New Times).

«Болгарская госбезопасность взаимодействовала с советским КГБ теснее многих других в соцлагере. Вплоть до начала 50-х агенты советского МГБ непосредственно участвовали в репрессиях против «буржуазной оппозиции» и «врагов с партбилетом», — рассказывает The New Times профессор Военной академии имени Г.С. Раковского Йордан Баев.

— Был период, когда в Болгарии одновременно находились 40–50 старших офицеров и генералов советских спецслужб. А в 1949-м, во время судебного процесса против популярного деятеля компартии Трайчо Костова (ему в итоге был вынесен смертный приговор как «иностранному агенту и предателю». — The New Times), в НРБ тайком перебросили батальон дивизии имени Дзержинского».

Даже после свержения режима Тодора Живкова советский КГБ ни на йоту не изменил формат сотрудничества с болгарскими коллегами, продолжая всецело им доверять. В частности, летом 1991 года, за месяц до путча ГКЧП, обсуждался новый двусторонний договор о сотрудничестве, а последние официальные представители КГБ — генерал Костромин и полковник Казанкин — покинули Софию лишь в октябре 1991-го (По другим данным, генерал Костромин работал в Софии до 1995 г. в качестве представителя Службы внешней разведки РФ). По сути, только тогда и закончилась эпоха…

И президент, и патриарх

Руководители новой демократической Болгарии начали знакомиться с материалами ГБ еще в начале 90-х; уже тогда в прессу проникали секретные данные о том, например, что примерно 10% сотрудников практически всех научных, учебных и юридических учреждений и организаций, а также СМИ, дипломатических и военных ведомств в прошлом сотрудничали с ГБ.

В 1990-м возглавлявший тогда оппозицию, а впоследствии президент страны Желю Желев запросил у главы МВД Семерджиева личное дело Петра Берона, известного оппозиционера, — о его сотрудничестве с политической полицией под агентурным именем «Бончо», сообщали расклеенные по Софии плакаты. «Я был потрясен, прочитав досье, — вспоминал спустя годы Желев. — Мне стало плохо, и я едва дочитал до конца». Разгорелся скандал — Берон тогда сразу же прекратил занятия политикой и ушел из публичной сферы. Но многие другие «бывшие» — нет.

«Политический класс в 1990-х навязал обществу якобы «консенсную», но на самом деле глубоко ошибочную стратегию: мол, давайте не будем теребить страну сведением счетов — лучше делать это выборочно, сообразно политической конъюнктуре. В результате спецслужбы успели «почистить» и уничтожить сотни тысяч персональных досье», — разъясняет в разговоре с The New Times профессор Баев.

И только в 2006 году был принят закон о рассекречивании всей документации спецслужб за период 1944–1991 гг. включительно. «Комиссия по досье» работает уже шестой год — подготовлено десять томов «рассекреченных дел», с которыми любой желающий может ознакомиться на страничке в интернете — ее уже посетили свыше 2,5 млн человек. А новый президент Болгарии Росен Плевнелиев постановил к 2014 году полностью рассекретить все архивы спецслужб.

«В рассекреченных досье есть интересные эпизоды российско-болгарской «дружбы», — рассказывает профессор Баев. — Оказывается, еще во время первой встречи со своим болгарским коллегой генералом Солаковым в мае 1968 года тогдашний глава КГБ Юрий Андропов признавал, что его ведомство на семь-десять лет отстает от ЦРУ в плане новых информационных технологий, и стратегически важной задачей становится получение данных о новых поколениях американских компьютеров». А во время визита в Софию в ноябре 1969 года тот же Андропов сообщил болгарам: разрыв после Шестидневной войны отношений с Израилем практически парализовал деятельность КГБ в этом государстве.

Но самое интересное в архивах — конечно, имена. В списках бывших агентов ГБ — немало представителей «четвертой власти», в том числе известный издатель Тошо Тошев, глава государственного радио Вячеслав Тунев, публицист Георгий Коритаров. Разоблачен и бывший главный редактор болгарского «Плейбоя», издатель Антоний Георгиев — он был завербован в 1988 году под агентурным именем «Бойко», чтобы вести слежку за «художественно-творческой интеллигенцией».

Агентом контрразведки «Танеевым» оказался создатель первого оператора сотовой связи в Болгарии Красимир Стойчев (завербован в 1984 году). Лицензию на коммерческую деятельность Стойчев получил без тендера за $40 тыс. в 1992-м, в 1996-м продал компанию российскому бизнесмену Григорию Лучанскому, еще через год, после расторжения сделки, компанию приобрел другой российский олигарх — Михаил Черной. Рассекречен как агент ГБ известный финансист Владимир Жеглов, на чистую воду выведен почти в полном составе совет директоров болгарской «дочки» итальянского банка Unicredit.

Обнародовано и полное досье Ахмеда Догана — до недавних пор бессменного лидера партии болгарских турок. В качестве агента «Ангелова» тот работал на ГБ с 1979 года.

Дальше — больше: 11 из 15 митрополитов Болгарской православной церкви были агентами ГБ. Даже недавно избранный патриарх Неофит, оказывается, с 1983 года служил органам, где был известен как «Симеонов». Наконец, Георгий Пырванов, президент страны в период с 2002 по 2012 год, как выясняется, тоже побывал в роли сексота (кличка «Гоце», завербован 4 октября 1989 года, снят с оперативного отчета 16 июля 1993 года). Сам он всячески отрицает свою причастность к органам. Тем не менее завербовавший его оперативный работник Цвятко Цветков недавно заявил в одном интервью, что Пырванов «отлично знал, на кого работает».
Проект СОУД

Рассекретила комиссия Костадинова и более 100 советско-болгарских совместных операций времен холодной войны. Правда, пока не обнаружены документальные подтверждения известной версии, будто писатель-диссидент Георгий Марков был убит в Лондоне в 1978 году по распоряжению Тодора Живкова с помощью изобретения КГБ — зонта, выстреливающего миниатюрную дробинку с отверстиями, через которые вытекает яд рицин. Не исключено, что материалы, касающиеся этого дела, уже уничтожены (В России, тем не менее, установлено, что операцией по устранению Маркова руководил экс-генерал КГБ Олег Калугин, уехавший в США в 1995 г.).

Наиболее продолжительным оказался комплексный разведывательный проект СОУД (Система объединенного учета данных), стартовавший в 1978-м, — Болгария участвовала в нем вплоть до 1991 года. В рамках проекта создали базу данных об «организациях и деятелях противника» — позже ее разделили на 15 категорий. Хранилась база в Москве, куда были переданы сведения о более чем 260 тыс. лиц.

Непосредственно в Болгарии в картотеке оставались персональные данные более чем о 55 тыс. человек, из которых 17 тыс. считались «особо опасными преступниками и террористами». Военная разведка государств Варшавского договора также осуществляла подобный проект под кодовым названием «Обзор», направленный против стран НАТО.

Госбезопасность — тема для Болгарии болезненная. Чем скорее она станет прерогативой историков, тем лучше. Сегодня же те, чья причастность к деятельности органов установлена, реагируют на публичные обвинения по-разному. Одни высокопарно заявляют, что служили-де Родине. Другие пытаются уйти в тень. Кто-то истово кается. Есть и явно случайные жертвы — их ретивые кадровики ГБ вносили в списки «для галочки», дабы выполнить спущенный сверху агентурный план...

Время покажет, какие еще «сюрпризы» принесет рассекреченная информация болгарских спецслужб. Хотя всю правду, конечно же, можно найти только в архивах КГБ, детищем которого и стала болгарская госбезопасность. А эти архивы — все еще тайна, которая, судя по политическому раскладу в России, откроется еще не скоро.

(Публикуется с сокращениями).

Чавдар Стефанов, Болгария, The New Times, Аргумент, Олег Леусенко (oleg-leusenko)


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини