Крымские татары - не изгои и не враги
В СМИ и российском обществе очень много разговоров на тему Крыма и очень мало — о его коренном народе, крымских татарах.
Все любят фирменное крымскотатарское блюдо — чебуреки, некоторые знают, откуда в русском языке слово «шашлык» и множество других всем привычных слов, но, по большому счету, россиянам о крымских татарах ничего не известно.
Не беру в расчет статьи и телепрограммы, в которых татар выставляют кровожадной нацией и историческими врагами русских. Оставлю это на отсутствующей совести авторов.
Люди, которые так считают, во-первых, не знают историю. Например, тот факт, что крымцы дважды спасали Москву от полного уничтожения. И даже не задумываются, почему мост — Крымский, а целый столичный район и станция метро — Новогиреево. Когда-то крымский хан из династии Гиреев построил для русских церковь в селе, впоследствии названном его именем. (Вы слышали, чтобы населенные пункты называли именами заклятых врагов?) И совсем уж немногие в курсе того, что за всю историю Крыма в нем не было ни одного сколько-нибудь серьезного межнационального конфликта. НИ ОДНОГО.
Во-вторых, люди с такими же «убеждениями» каждый год и не по одному разу оскверняют татарские кладбища в Крыму, пытаются подпалить мечети. Кто даст гарантию, что если это случалось даже в мирное время, то не повторится теперь? И что нам всем тогда делать?
В-третьих, ненавистники татар совершенно не знают современного Крыма, в котором русские дети дружат с татарскими, есть множество межнациональных семей, татары считают русских родными, как и наоборот. Никогда в постсоветский период в Крыму не было такой благоприятной ситуации в отношениях между народами: люди поняли, что никто никому не угрожает, научились жить и работать вместе, любить друг друга и понимать.
А что будет теперь?
Активно готовится референдум, который, как уже понятно, не учтет мнение татар, поскольку арифметическое большинство голосов в любом случае его проигнорирует. Татар в Крыму 14 процентов, и это меньшинство новыми, неизвестно как выбранными властями, не берется в расчет.
Нет, я слышу слова о том, какие деньги якобы выделят на обустройство и развитие культуры, языка репрессированного народа. Но разве если, например, украинцам или русским в ответ на все их чаяния предложить деньги, — то все, «нет проблем»?. Разве какой-либо народ так покупается-продается?
Радостные голоса уже пророчат победу на референдуме. У меня вопрос: победу над кем? Над теми людьми, для которых Крым является единственной родиной? Тогда я не поздравляю вас, дамы и господа. Вы делаете серьезный и далеко не арифметический просчет.
Фундаментальная ошибка многих российских аналитиков по крымской тематике состоит в непонимании важного момента: для крымских татар вопрос европейской интеграции никогда не был второстепенным. Он всегда стоял во главе угла, даже острее, чем у украинцев. Власти Украины менялись на прямо противоположные идеологически, но мнение татар оставалось неизменным: мы хотим жить в европейском обществе, где соблюдаются права национальных меньшинств, где есть справедливый суд и власть, подотчетная гражданам.
Крымские татары хлебнули от «совка» самой полной чашей. Дикой сталинской депортации, в процессе которой погибли 4 человека из 10, и полувековой жизни в статусе народа второго сорта, даже название которого было под запретом, вполне достаточно, чтобы понять: в атмосфере бесправия крымские татары жить не желают.
Если у кого-то имеется иллюзия, что татар можно заткнуть, загнать в невидимое гетто, заставить молча сносить удары судьбы, то оставьте ее, пожалуйста. У крымских татар нет и никогда не было оружия, как и желания кого-либо «побеждать». Но сила духа и воля к свободе имеется, и она уже в крови, в поколениях.
Если у кого-то поднимется рука притеснять татар на их родине (например, закрывать татарские СМИ, довольно мощные и авторитетные, вещающие для всех жителей Крыма на русском языке), они ответят массовыми мирными протестами. И весь мир увидит, что в Крыму есть такой маленький, битый, но не добитый народ. И что он не продается, не покупается и не смирится с положением изгоя у себя дома.
Я хочу, чтобы это понимали и Россия, и Запад, и вообще все на Земле. И принимая любые решения о судьбах Крыма, учитывали интересы коренного народа. На несчастье других не построишь своего счастья. Унижая других, не станешь героем. А великий народ — тот, который не притесняет малые.
О Крыме и татарах можно говорить долго. Но это все, что в сложившейся ситуации, которая многим кажется тупиковой, я хотел написать.
Да, чуть не забыл. Те, кто считают, что крымскими татарами можно (или даже нужно) пренебрегать, не должны забывать: этим, мягко говоря, не приобретаются симпатии миллионов российских татар, считающих крымских своими братьями. И не только татар — представителей всех национальных меньшинств в РФ. Они могут об этом громко не говорить, но примут к сведению, даже не сомневайтесь.
И как тогда дальше жить, как сохранять единство России в трудные времена?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки