Нехитрый фокус. Кремль перешел в плоскость поддержки независимого Крыма - Портников
Зачем крымскому парламенту понадобилось в спешном порядке принимать декларацию о независимости Крыма? До референдума о присоединении Крыма к Российской Федерации остались буквально считанные дни, в Государственной думе России лежат поправки к закону о вхождении новых субъектов в состав России, подразумевающие ненужность согласия страны, частью которой была присоединяющаяся территория. И вдруг – Крым объявляет себя независимым государством, который лишь после референдума о вхождении в Россию (а не о независимости, заметим) попросится в состав России?
Крымская сессия прошла на следующий день после встречи российского президента Владимира Путина с главой внешнеполитического ведомства Сергеем Лавровым. Во время этой встречи обсуждались возможые российские предложения по разрешению кризиса – но они не озвучивались. Так вот решение крымского парламента – это часть российского «переговорного пакета».
В Москве могли решить, что главная проблема, которая возникла между Россией и Западом, состоит не собственно в Крыме, а в форме его будущего существования. Вся карта Европы утыкана самопровозглашенными или полупризнанными государствами – Косово, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах. Мало кто сомневается, что независимость Косово обеспечивается при поддержке Запада, независимость Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья – при поддержке России, независимость Карабаха – при поддержке Армении. Однако во всех этих случаях нет речи о юридической оккупации: сторона - гарант суверенитета как бы обеспечивает его до достижения политического урегулирования – даже если урегулирование невозможно в принципе.
Юридическая оккупация территории – это совсем другое. Страна-оккупант воспринимается не просто как агрессор, но как ниспровергатель основ международного права и у ее партнеров нет никаких шансов с ней договориться. А, между тем, какой бы манией величия ни страдал Кремль, ему совершенно не нужны западные санкции, развал экономики и социальные волнения. Но и потеря лица тоже не нужна.
Таким образом, на встрече Путина с Лавровым могло быть принято решение перевести эскалацию из плоскости оккупации территории Украины в плоскость поддержки независимого Крыма – по крайней мере, на время, присоединить его Россия всегда успеет, но теперь «на основании международного соглашения», никого не оккупируя. И этот нехитрый фокус может стать основой для переговоров с Западом – почему нужно вводить санкции против страны, которая поддерживает независимый Крым. если сами вы поддерживаете независимое Косово? Ведь мы вас предупреждали, что признание независимости Косово приведет к правовым проблемам, а вы нас не слушали. А то, что Крым хочет в Россию – так разве Косово не хочет в Албанию? А то, что страдают крымские татары, которые не хотят жить в независимом Крыму – а что, косовские сербы не страдают?
Это и называется изменением дипломатической повестки дня по-путински. Или по-лавровски. Осталось только понять, при чем же тут Янукович.
А ни при чем. Выступление Януковича было запланировано до встречи Путина и Лаврова в рамках другого, теперь уже несуществующего сценария. Но не выпускать его перед публикой – значит, подтвердить слухи о болезни и смерти. Просто в сценарии независимости Крыма Януковичу нечего было сказать, кроме того, что он живой, здоровый и скоро приедет – ну и заодно отвлечь российское внимание от российского дипломатического маневра, означающего, что с сегодняшнего дня игра вокруг Украины идет по новым правилам.
Виталий ПОРТНИКОВ для newsru.ua
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки