MENU

Бизнес-империя Януковичей: банки и "копанки"

1855 0

Все началось с Австрии, Швейцарии и Лихтенштейна. Решение арестовать счета ряда украинских чиновников там приняли еще 28 февраля. А затем и ЕС применил санкции к 18 гражданам Украины.

По мнению брюссельских бюрократов, эти люди виновны в присвоении госсредств и нарушениях прав человека. Санкции предусматривают заморозку активов на годовой срок и, возможно, возврат их в пользу Украины. Под активами понимаются банковские счета, ценные бумаги, чеки, дивиденды и другие доходы от бизнеса. В то же время, например, недвижимость сюда не попадает.

Санкции действуют с 6 марта. В списке числятся бывший глава правительства Николай Азаров со своим сыном Алексеем, экс-прокурор Виктор Пшонка, тоже с отпрыском, братья Клюевы (любители солнечной энергии и дотаций на нее), бывший глава МВД Виталий Захарченко, а «вишенкой на торте» служат экс-президент Виктор Янукович с сыновьями Александром и Виктором.  

Повышенное внимание к клану Януковичей понятно. Ведь Александр, по версии журнала Forbes, является вторым по богатству дончанином с состоянием $510 млн. С 2010 года этот человек построил настоящую бизнес-империю, собрав активы, так или иначе связанные с госсектором. 

"Копанки" – небольшие кустарные шахты. По свидетельству очевидцев и журналистов, ими изрыт весь Донбасс. Уголь залегает неглубоко, добывать его можно самым примитивным – карьерным – способом. Разумеется, это наносит огромный вред окружающей среде, а в шахтах не соблюдаются элементарные правила безопасности. По словам Михаила Волынца, главы Независимого профсоюза горняков Украины, ежегодно в "копанках" гибнет примерно 150 человек. И, само собой, хозяева дырок в земле не платят налоги.

Не замечать происходящее невозможно, "копанки" видны даже на снимках со спутника. С 2010 года их число заметно выросло. Возникает вопрос: куда же поставляют сырье из этих шахт? "Объем нелегальной добычи угля – примерно 6-7 млн тонн в год (7-8% общего объема добычи в 2013-м, – Slon.ru), – говорит Михаил Волынец. – Его продают на ТЭЦ под видом угля с обычных шахт, какая-то часть идет на экспорт. Разумеется, делать это возможно лишь при наличии очень высокого покровителя. Бизнес контролировал Александр Янукович". 

Как подозревают украинские СМИ, руду также везли на обогатительные фабрики, чьим владельцем является ООО "ДРФЦ" (Донбасский расчетно-финансовый центр). Там на "самокоп" не спрашивали документов, а затем продавали сырье как собственное. Янукович-младший долго отрицал свою связь с этой компанией.

Даже когда летом 2013-го подконтрольная ему "Мако Трейдинг" выступала поручителем по экспортной сделке фабрики "Червона зiрка", принадлежащей ДРФЦ, то есть согласилась взять на себя возможные убытки. Но после бегства президента в Межигорье нашлись документы, подтверждающие, чтоАлександр Янукович фактически контролировал ДРФЦ.

Темой отдельного расследования для украинских журналистов стало то, где берет уголь швейцарская MACO Trading S.A., созданная для экспорта украинского сырья. Начальника одного из департаментов МАКО корреспондент Forbes поймал на откровенной лжи: тот утверждал, что уголь закупается, в том числе, на госпредприятии "Снежноеантрацит", но директор последнего опроверг информацию. Вероятно, сырье брали как раз в "копанках".    

Сколько зарабатывают в теневом бизнесе? "ТЭЦ покупают уголь по 800 гривен за тонну, а себестоимость нелегального сырья, максимум, 50 долларов, то есть менее 500 гривен", – приводит расчеты Михаил Волынец. Получается, оборот незаконных шахт – 500-600 млн долл, а прибыль – 200-225 млн долл. И это не считая экспорта. 

Сейчас, после исчезновения Януковичей, бизнес приходит в упадок. Министерство угольной промышленности запрещает ТЭЦ покупать уголь с «копанок». Как утверждает Волынец, владельцы нелегальных шахт даже скинули цену на треть. 

Впрочем, бизнес-интересы Януковича-младшего в энергетике шли значительно дальше мелких шахт. В 2012 году близкие ему структуры оказались на первом месте по объему выигранных гостендеров в угольной отрасли.

В 2009 году был учрежден "Всеукраинский банк развития" (ВБР). Уставной капитал составлял 80 млн гривен, единственным владельцем являлась компания "Донснабтара", а возглавила финансовое учреждение Валентина Арбузова, мать Сергея Арбузова, близкого друга Александра Януковича. Сам Арбузов вскоре стал руководителем Нацбанка Украины. 

В первом квартале 2011 года ВБР сменил владельца – им стало некое "физическое лицо", во втором – резко увеличил уставной капитал (со 110 млн до 310 млн гривен). Этим частным владельцем стал некто иной как Янукович-младший. Вероятно, тот инвестировал в развитие банка деньги, заработанные в другом бизнесе, например, в МАКО: в третьем квартале 2013 года уставной капитал ВБР вновь вырос – теперь до 722 млн гривен.  

Впрочем, банк и сам генерировал прибыль. В 2012 году сотрудники центрального аппарата Государственной налоговой службы неожиданно стали клиентами ВБР, хотя до этого восемь лет обслуживались в "Укрэксимбанке". Причем с каждой зарплаты 100 гривен принудительно списывалось на депозит. Затем в ВБР пришли МВД и другие госучреждения, превратив его в один из крупнейших зарплатных банков для бюджетников. 

В 2013 году – новая удача. ВБР выиграл тендеры на предоставление кредитов железнодорожным предприятиям на общую сумму 978 млн гривен. 

Посреди Донецка возвышается 17-этажный бизнес-центр "Столичный". Долгое время это было "сердце" империи Януковичей. Здесь сидела и группа МАКО, и Всеукраинский банк развития. Когда строили высотку, жители окрестных домов устраивали акции протеста и – издевательства ради – принесли к стенам Донецкого облсовета детские игрушки, предназначенные для Януковича-младшего. За это организатор, гражданский активист Константин Лавров получил пять лет заключения (формально – за вымогательство).

Строительством здания занималось ООО "Кэпитал Билдинг Корпорэйшн" (КБК), принадлежащее МАКО. Но девелопмент – не единственное направление деятельности. В конце 2012 года ООО "Первая топливная компания", вероятно, близкая КБК, "прославилась" поставками топлива в Измаильский морской торговый порт по завышенным ценам. Впрочем, сумма заказа составила 2 млн гривен – не очень-то много по меркам Януковичей.      

Помимо Донецка бизнес-интересы сына президента были сосредоточены в городе русской славы – Севастополе. Еще в далеком 2006 году, когда Янукович вновь стал премьер-министром, началась реконструкция Балаклавской набережной. Проводили ее компании, связанные с МАКО, причем интересным способом: оказалось, исторические здания лучше не реконструировать, а разобрать и построить новые – точно такие же. Местные чиновники с этим согласились. 

В Севастополе работает еще одна компания, напрямую подконтрольная Януковичу-младшему – ООО "Маринсервис". Она купила три исторических здания в Балаклаве, а затем получила от горсовета Севастополя право арендовать участок площадью 1,32 га по адресу – набережная Назукина, 41. Планировалось построить гостинично-развлекательный комплекс с яхт-клубом и жилыми домами. Кстати, именно в Севастополе долгое время базировалась личная яхта Александра Януковича – Bandido. Во время февральских событий ходили слухи, что именно на ней беглый президент может покинуть страну.        

Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і YouTube

Наталия ТЕЛЕГИНА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини