Каддафи уже много раз мог остановить войну
Война, какая бы она не была, какие бы цели не преследовала, всегда приносит трагедии: убийства, разрушения, взаимную ненависть. Зачинателей войны, тех кому зачастую немногозначительные принципы оказались дороже компромиссов, способных сохранить мир, всегда осуждают. Отрицательное отношение общества проявляется и к тем, кто путём военных действий проявляет агрессию. Правда в наше время, когда основным фактором и ценностью мировой политики стала информация и возможности её подачи, некоторые факты перекручиваются или теряют акцент, при этом не меняя сути.
Военная операция в Ливии, особенно в русскоязычной прессе да и многими мировыми СМИ представляется, как жестокая агрессия сил НАТО. Провокация конфликта предписывается в первую очередь представителям западной коалиции, а сами военные действия, как очередные в цепи конфликтов: Югославия, Ирак, Афганистан, обвинение в нелегитимности которых приписывают США и другим государствам-членам НАТО.
Однако если более внимательно присмотреться к ситуации в Ливии, то можно найти заметные отличия, которые делают её не похожей на те, что имели место до этого.
В первую очередь вызывает удивление сам факт обеления лидера Джамахирии Муаммара Каддафи. Ведь началом к восстанию в стране послужило убийство мирных демонстрантов в Бенгази, Бевида, Зентан, Ружбан и Дерна 17 февраля 2011 года. Тогда по демонстрантам стреляли снайперы с крыш домов и было убито 13 человек, многие были ранены.
После акций протеста, состоялся известный поход на Трипполи, когда повстанцы сформировав отряды, на автомобилях отправились к Ливийской столице. Сами предшествующие походу акции протеста, сопровождались многочисленными жертвами среди протестующих (мнения по этому разделяются, президент Уганды Йовери Кагут Мусевени считает, что мятежники в данном случае потеряли статус демонстрантов, так как нападали на полицейские участки и казармы с целью захвата власти, и любое ответственное правительство в такой ситуации обязано принять меры, а известный мусульманский проповедник шейх Юсеф аль-Кардауи призвал армию убить Каддафи: «он пролил кровь своего народа, палач»).
Естественно, что имея на вооружение танки и довольно мощную авиацию, Каддафи без труда смог остановить продвижение повстанцев, при этом уничтожив многих из них.
В ответ на это в ночь на 18 марта 2011 года была внесена Резолюция Совета Безопасности ООН № 1973, в связи с непосредственной угрозой жителям Бенгази во время гражданской войны в Ливии.
Само голосование по резолюции было достаточно необычным, ведь не одна страна в СБ ООН не проголосовала «против», десятью голосами «за» при пятерых воздержавшихся (в том числе Россия и Китай). Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал резолюцию № 1973 исторической. По его мнению, принятием этой резолюции международное сообщество продемонстрировало приверженность реализации своей ответственности по защите гражданского населения от насилия, совершаемого его собственным правительством.
Итак, несмотря на политические и идеологические противоречия вокруг ливийского конфликта было найдено общее понимание в отношении целей военного вмешательства в Ливию — для защиты мирного населения, а так же восставших против правящего в этой стране антинародного режима.
В Резолюции были изложены следующие требования:
СБ ООН требует немедленного прекращения огня и насилия в отношении мирного населения в Ливии;
СБ ООН вводит запрет на все полёты над Ливией, кроме гуманитарных полётов и эвакуации иностранцев; «также запрет не относится к полётам, разрешённым в пунктах 4 и 8, и другим полётам, которые государства, действующие на основании пункта 8, считают необходимыми для пользы ливийского народа»;
СБ ООН санкционирует любые действия по защите мирных жителей и населённых ими территорий, за исключением ввода оккупационных войск;
СБ ООН разрешает инспекцию тех судов и самолётов, на которых в Ливию могут быть доставлены оружие и наёмники;
СБ ООН вводит запрет на все полёты в Ливию;
СБ ООН замораживает активы ливийского руководства;
СБ ООН расширяет список ливийских чиновников, в отношении которых введены санкции на передвижение.
Кроме прочего, примечательным является пункт о запрете участия в конфликте оккупационных войск. По сути, вместе с объявлением Ливии бесполётной зоной, ситуация складывается так, что войска западной коалиции лишь предупреждают действия войск подконтрольнх Каддафи, но не предпринимают ответных агрессивных действий.
Как раз это можно назвать отличительной чертой конфликта, в связи с чем данное решение и вызвало волну критики в мировых СМИ.
Согласно Резолюции СБ ООН, вести боевые действия в одностороннем порядке могут лишь силы, выступившие против Каддафи.
Противостоящие им войска будут уничтожаться за любую попытку проявления военной активности.
Национальные операции сил коалиции, в том числе и американская «Одиссея Рассвет», отличаются от предыдущих (в том числе в Афганистане и Ираке) тем, что армии участников не увязают в продолжительном и дорогостоящем конфликте, когда фактически побеждённый противник переходит к тактике изнуряющей партизанской войны, которая приводит к многочисленным жертвам, в том числе и мирного населения. При этом, осуществляемые коалицией бомбардировки, видимо на опыте минувших лет, происходят более взвешенно и выдержано с организационной точки зрения. Делается это в первую очередь с целью избежания жертв среди гражданских лиц, что является основным моментом критики действий сил НАТО.
Критики НАТО забывают также о том, что значительная часть ливийской элиты категорически не приемлет развязанную Каддафи кровопролитную войну против собственного народа и впредь не желает иметь что-то общее с полковником.
В знак протеста против насилия в отношении демонстрантов ушли в отставку послы Ливии в Бангладеш, Великобритании, Индии, Индонезии, Китае, Польше. Аналогично поступили представитель Ливии при Лиге арабских государств и секретарь Главного народного комитета (министр) юстиции страны. Заместитель посла Ливии в ООН Ибрагим Даббаши назвал происходящее «геноцидом» и «объявлением войны ливийскому народу», а также заявил, что потребует от Международного трибунала в Гааге начать расследование преступлений Каддафи.
Глава МВД Ливии перешёл на сторону повстанцев и призвал граждан Ливии последовать его примеру.
Генпрокурор Ливии перешёл на сторону повстанцев.
21 февраля 2011 года на Мальте неожиданно приземлились два истребителя-бомбардировщика «Мираж» F1 с опознавательными знаками ВВС Ливии, вооружённые неуправляемыми ракетами. Как сообщают СМИ, два ливийских военных пилота (оба полковники) угнали свои самолёты, отказавшись выполнять приказ о нанесении ударов по повстанцам в Бенгази. Оба лётчика попросили на Мальте политическое убежище.
Ещё один, свежий пример. 1 июня 2011 года министр нефтяной промышленности Ливии Шукри Ганем объявил о своём уходе из правительства страны в связи с невыносимым насилием и ежедневным кровопролитием. Также он выразил поддержку «ливийской молодёжи в её борьбе за конституционное государство».
7 июня 2011 года министр труда Ливии Амин Манфур заявил о своём переходе на сторону повстанцев.
Из этого следует, что в самом руководстве Ливии сложилось однозначное понимание того, что стремление Каддафи любой ценой удержать власть в руках своей семьи, является единственным катализатором продолжения конфликта.
В конце мая Британия, Франция и другие европейские страны смягчили требования к режиму Каддафи и перестали выдвигать в качестве предварительного условия для приостановки операции НАТО его уход от власти.
Тем самым западная коалиция внешне показала свою не заинтересованность в продолжении военных действий, и это при том, что Муаммар Каддафи категорически отказался от переговоров.
Отличие от прошлых операций коалиции заключается и в однозначной позиции Российской Федерацией. Буквально сразу после начала миротворческой операции в Ливии российский президент Дмитрий Медведев принял решение о том, что не предоставит ни Каддафи, ни его семье политического убежища в своей стране.
Кроме того, 27 мая 2011 года главы стран G8 приняли решение, что лидер Джамахирии не имеет будущего в демократической Ливии. А президент Франции Николя Саркози выразил надежду, что именно России, до последнего, отметим, пытавшейся оставаться нейтральной в ливийском конфликте, удастся уговорить Каддафи уйти. «Речь не идёт о том, чтобы Россия стала посредником - мы должны просто убедить Каддафи, чтобы он ушёл, и мы должны обсудить условия его ухода. В какую страну он уедет? Вот это да, это следует обсудить», - сказал он.
Путём предоставления серьёзных гарантий Каддафи дают выбор.
Однако он хочет остаться при власти.
Военные действия в зоне конфликта продолжаются.
Олександр ДЕМЧЕНКО UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки