Борьба на Востоке Украины имеет классовый характер
Мы являемся свидетелями одной из последних пролетарских революций в Белом Мире – в Донбасе. Там индустриальный пролетариат и деклассированные элементы борются против мелкобуржуазно-крестьянского и олигархического классов. Но в Донбасе нет революционной партии, боевой пролетариат не нужен и России – потому революция там обречена проиграть.
Российский пропагандистский аппарат придумал несколько мемов-обманок о ситуации, происходящей на Востоке Украины. Первый – «русская весна»; второй – «сторонники федерализации». Ну и третий – «народное волнение».
Первый мем предполагает, что в Донбасе происходит национальное освобождение. Второй – борьба за расширение самоуправления (гражданский протест). Третий – всеобщую заинтересованность жителей Донбаса в переменах («весь народ»).
Все три мема взаимоисключают друг друга, но пропагандистов это не смущает. Потому что обманка страшнее правды – на самом деле на Востоке Украины происходит пролетарская революция в классических декорациях индустриальной цивилизации первой половины ХХ века, диковинное движение для Белого Мира, где рабочий класс и минимален по численности, и размыт «пограничными» классами.
Для начала кратко о тех самых «декорациях» Донбаса. Здесь одна из самых высоких концентраций рабочего класса в Первом и Втором мире – около 40% от всех занятых. Для сравнения: в среднем в России эта цифра около 25%, на Западе – 10-15%. Причём Восток Украины это не современные сборочные заводы или вторичный пролетариат (занятый на стыке сферы обслуживания – логистика, транспорт, ремонт). Это угольные шахты, металлургические и химические предприятия, оборудованные по последнему слову техники первой половины ХХ века (вплоть до нескольких доменных печей в регионе – атрибута металлургии столетней давности). Т.е. работает там самый что ни на есть настоящий пролетариат, о котором ещё писали Ленин и Сталин.
Вторая значительная страта в этом регионе – это деклассированные элементы. Статистика не даёт точной цифры по ним, но ряд наблюдателей оценивают её в 20-30%. Эти люди заняты криминалом (в Донецкой области уровень убийств в 4 раза выше, чем на Западе Украины), нелегальной добычей угля, мелкой торговлей и т.п.
Две эти страты в совокупности дают классический набор начала ХХ века для той же территории, ставшей позднее Восточной Украиной. Именно здесь, кроме Москвы и Подмосковья, отмечались самые ожесточённые столкновения с властью в Революцию 1905 года. В 1917-1920 годах регион бурлил от активности большевиков, анархистов и лихих людей.
Сегодня мы видим повторение картины начала ХХ века в Донбасе. Активное сопротивление Киеву возглавили деклассированные элементы – типа «народного мэра» Пономарёва или ныне содержащегося в застенках «народного губернатора» Губарева. Силовое сопровождение осуществляют такие же потерянные люди, очень легко их представить почти век назад в отрядах батьки Махно. Массовку сопротивления и вспомогательные действия осуществляет местный пролетариат.
Противостоит же им мелкобуржуазно-крестьянская стихия из Центра и с Запада Украины, а также олигархический капитализм. Первые, как учит история, крайне реакционны, а потому сегодня они представляют крайне—правый пласт местной политики (нередко переходящий в неонацизм как у «Правого сектора») и неолиберальный у капитализма (как у почти всех глобализированных элит современного мира). В союзники к ним можно причислить и чиновничество – в основном выходцев из местной крестьянской среды, т.е. крайне правое по сути (или неолибарльное в крупных городах). Т.е. пролетариат Востока противостоит национал-либерализму остальной Украины. И никакой тут борьбы «русского» против «украинского», как нам внушает госпропаганда.
Данные большого массива социологического исследования по Востоку Украины, проведённого в апреле Киевским международным институтом социологии, только подтверждают наши выводы (ранее этот институт подыгрывал немного Партии регионов, так что его результаты можно признать относительно объективными).
Первый же ответ на вопрос, признают ли в Донецкой и Луганской областях (а нас интересуют в основном именно эти регионы, как центр пролетарской борьбы на Украине) легитимность и.о. президента Турчинова, даёт удручающий для Киева ответ: 14% и 16% поддержки, соответственно.
Подавляющая часть населения Донбасса не считает новую киевскую власть законной. Это для нее действительно проблема, особенно если эта власть посылает войска в Донбас: если новую власть не считают законной, то к таким войскам отношение соответствующее. Но с другой стороны, и Януковича считают законным президентом всего около 30% жителей Донецкой и Луганской областей. Т.е. попытка Москвы «накачать» эту фигуру как потенциального лидера Востока – затея, обречённая провал.
А вот легитимность Рады в глазах Востока Украины даже выше, чем легитимность Януковича – 32% в Донецкой и 35% в Луганской областях.
Один из главных вопросов исследования: «Вы поддерживаете или не поддерживаете действия тех, кто с оружием в руках захватывает административные здания в вашем регионе? Это однозначно не пользуется поддержкой на Востоке- 24,4% полностью или скорее поддерживают в Луганской области, в Донецкой – 18,1%. Однако, по разным причинам считают, что эти захваты можно оправдать 51% в Луганской области и 45% в Донецкой области.
Считают, что их область должна отделиться от Украины и присоединиться к России около 30% в Луганской и Донецкой областях. Лишь 40% жителей Донецкой области считают, что на Украине ущемляются права русскоязычного населения, в Луганской – 30%.
Самым популярным ответом стала не федерализация и не унитарное государство, а «Унитарным, но нужно провести децентрализацию власти и расширить права областей». То есть такое впечатление, что на Украине действительно у слова «федерализация» получился какой-то негативный оттенок, хотя сама идея децентрализации власти и расширения права областей имеет высокую поддержку. Не говоря уже о выборности губернаторов.
Ввода российских войск в их регион желают по 19% в Донецкой и Луганской областях.
Также не пользуются поддержкой политики, на которых делает ставку Кремль. Губернатор Харьковской области даже у себя в регионе имеет поддержку 14%, а в Донецкой и Луганской областях – и вовсе 8% и 10%. Политическим карликом выглядит и Царёв – 2% и 1,5% соответственно. Социологи не задавали вопрос относительно «народных лидеров» региона – тех же Пономарёва или Губарева, но складывается ощущение, что процент их поддержки был бы выше, чем у тех политиков, которых открыто поддерживает Москва, местные олигархи и политбеженец Янукович
Зато крайнее воодушевление у жителей двух областей вызывает идея национализация «добра» олигархов (с разной степенью изъятия – всю собственность или только ту, что «наворовали») – по 73% в Донецкой и Луганской областях (для сравнения – в Николаевской области 57%).
Если кратко суммировать эти данные, то они будут выглядеть так: Восток Украины не признаёт легитимными новые украинские власти; не легитимным он считает и Януковича; присоединяться к России он не хочет, также как не желает и ввода в регион российских войск; захватывать административные здания, может быть, и не очень хорошо, но «ситуация заставляет»; олигархов надо раскулачивать.
Политическое в этих требованиях перевешивает экономическое. Но это и объяснимо – люди реагируют на ситуацию в краткосрочном промежутке времени и совершенно не занимаются стратегическим планированием. Из марксизма же мы знаем, что экономическое определяет политическое. Среди основных лозунгов донетчан мы не видим, как они себе представляют идеальную жизнь – в сфере рабочих отношений, местного самоуправления, собственности (кроме раскулачивания), внешней политики и т.д. Не видим никаких попыток выстроить альтернативную жизнь в захваченных городах, хотя никакого противодействия этому не оказывается.
Сегодня происходящее на Востоке Украины напоминает стихийный анархизм, и это объяснимо – в регионе нет политической силы, способной возглавить протест. От своих собратьев сто лет назад их отличает то, что тогда была большевистская партия, эсеры, меньшевики и т.д. – каждая со своей политической программой, с активом, готовым положить жизнь за идею, но прежде – увлечь ею тёмный народ. Сегодня же мы видим во главе оппозиции на Востоке пусть и энергичных, но совсем политически безграмотных, да и просто случайных людей.
Неудивительно, что единственными политическими силами, попытавшимися возглавить протест там, стали… российские карликовые движения, испытывающие на родине давление, и оттого с удвоенной энергией развернувшие деятельность, «когда можно». Это сектантско-левацкая и тоталитарная организация КОБ (запрещённая в России), нацболы Лимонова (находящиеся в России на полулегальном положении; тоже с большой примесью левого) и секта Мавроди МММ. Никаких надежд, что эти три силы получат популярность в Донбасе, нет.
Протест без политического актива обречён умереть. Без политики революция превращается просто в восстание, а они в 99% случаев рано или поздно заканчиваются ничем. Тем более, что уже очевидно, Донбас не нужен и России в своём составе. Надежду части протестующих на «зелёных человечков», которые отторгнут этот регион от Украины, можно считать утопией. Россия не пойдёт на это по ряду причин (от страха властных элит получить полный международный изоляционизм до экономических – страна просто экономически уже не вытянет такую «чёрную дыру», непонятно уже, как вытягивать один Крым).
Но есть ещё одна причина, по которой Донбас не нужен России – это местные люди, стихийная оппозиция с оружием в руках, которая уже попробовала и знает, как разговаривать с властью на языке автомата Калашникова. Несколько десятков тысяч таких бунтарей просто опасны для «стабильности» (либо их придётся ставить на ренту-прокорм – как Чечню, вторую Чечню Россия тоже экономически не выдержит).
События в Донбасе – хороший урок для всех политических сил на постсоветском пространстве. С людьми и идеями надо работать заранее, пусть и на уровне кружков и фантазёрских программ. История на наших землях всегда случается внезапно, и обидно упускать шанс, которого может не быть ещё десятилетия.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки