Крымский блогер: «Молодежь, которая не хочет «умереть в России», зубами вгрызается в свою идентичность»
Сине-желтый бантик на пенале. Реферат на украинском языке. Я – украинка. Я – гражданин Украины. Теперь это не просто самоидентификация, а вызов.
Теперь это не просто символы, а часто – красные тряпки для быка. Теперь это повод для порицания и недовольства однокурсников, коллег, соседей и первого встречного. Теперь это позиция.
Многие думают, что в Крыму только сегодня и сейчас начались притеснения украинского языка и украинцев, а новости вроде «избили за украинский язык» на Донбассе стали, не побоюсь этого сочетания, «привычной сенсацией».
То есть все удивляются, сокрушаются и в бессилии разводят руками. Но для тех, кто сформировал свою позицию гораздо раньше, чем это стало преступлением, ничего нового в сегодняшних событиях нет. Только закономерность.
Моим друзьям с материковой Украины в разговорах порой очень сложно было понять простые вещи – почему не боролись, как так получилось, как мы до такого докатились и так далее. А все, на самом деле, просто.
Я помню, как одна хорошая знакомая, выпускница факультета украинской филологи ТНУ рассказывала мне: «Мы на первом курсе все такие гордые были, старались и между собой по-украински разговаривать, и в транспорте. А в маршрутке водителю говоришь: «На зупинці, будь ласка», а он тебя чуть ли не обматерит.
Так и перестали, только на факультете и говорили». Но с каждым годом становилось легче – свободнее, терпимее, вежливее. Хотя в маршрутке я так и не могла выдавить из себя это «на зупинці».
Такое ощущение, что в Крыму все, кто говорил на украинском языке автоматически воспринимались как «не местные», а попыткам «местных» говорить на государственном языке искренне удивлялись.
Моим друзьям из Львова, а теперь уже и из Киева и, думаю, из многих других городов, думаю, странно будет услышать вопрос: «А че ты в вышиванке?» на любом языке.
Мои друзья из разных городов с удивлением узнавали даже такую мелочь, как то, что в Крыму обучение в школе и в вузе ведется на русском языке. «Как, совсем? - удивлялись они. – А почему?»
Да вот потому. Потому что так проще. Так легче – не напрягаться, не выделяться, не сопротивляться. Когда большинство живет по таким принципам – логично, что нарушив их, вы будете выглядеть как минимум странно. А других, как известно, не любят. Ну, и боятся зачастую.
Сегодня делать все то, что раньше было просто сложно – сложно вдвойне. Зато ставки повысились. И молодежь, та молодежь, которая не хочет «умереть в России», зубами вгрызается в свою идентичность.
В свою позицию, которая раньше была такой простой и естественной, что даже озвучивать как-то незачем. Каждое ее проявление – глоток свободы.
На один из дней факультетов студенты блуждали вокруг университета группами и привычно горланили затертые кричалки. Вдруг из толпы: «Слава Украине!», а через дорогу кто-то: «Героям Слава!» И знаете, важен ведь не призыв… Важно, что на него ответили.
Важно, чтобы у крымчан, осознавших себя именно так, всегда оставался кто-то, кто им ответит. Где бы они при этом ни находились.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки