«Постарайтесь вернуться назад»
Молодой театральный режиссер, автор проекта "ДрамПортал" Павел Юров и работавший в художественных проектах волонтер Денис Грищук были задержаны в Славянске 25 апреля и по сей день находятся в заложниках.
Они ездили домой, на малую родину: Павел из Антрацита Луганской области, Денис — донетчанин. Возвращаться решили через Славянск, чтобы без искажающих объективов телекамер взглянуть на обстановку в городе. Взглянуть не из праздного любопытства. Необходимо было для работы над постановкой (документальный театр, набирающий все большую популярность в Украине, требует свидетельств очевидцев и участников, раздобытых "в полевых условиях" фактов).
В карманах путешественников лежали паспорта с украинским гербом и билеты на киевский поезд, который вечером 25-го ушел без них. Их содержат в захваченном здании СБУ вместе с другими пленными. Наверняка допрашивают "с пристрастием". Польский журналист, отпущенный в начале мая, уверял, что у ребят травмы — у Дениса перелом ребра, у Павла сломан нос.
Далекие от всяческих представлений о гуманизме условия содержания пленников известны по рассказам побывавших там членов миссии ОБСЕ: у журналистов, украинских силовиков — повязки на глазах, лишающие человека чувства времени, звериная жестокость в обращении, нерегулярная и весьма скудная кормежка. Но психологическая пытка, конечно же, стократ яростней физической боли. Сегодня начался отсчет четвертой недели тревожного ожидания чуда…
В репертуаре театральной мастерской "Сузір'я" до сих пор один из лучших спектаклей — "Депо Северное" по пьесе российского драматурга новой волны Василия Сигарева, — поставленный три года назад режиссером Павлом Юровым. Этот опус, собравший несколько профессиональных наград, повествует о героях, заехавших по жизненной дороге в глухой тупик и, в общем-то, уже отчаявшихся определить жанр земного бытия — то ли черная комедия, то ли драма абсурда.
Лишь усугубляя их растерянность и беспомощность, сценическая реальность, по замыслу постановщика, начинает двоится и троится, с подвохом предлагая альтернативные линии развития событий. Хотите смешно? Будет вам смешно, только не захлебнитесь. Хотите так, что б прям аж пробрало? И так тоже можно, только, чур, не жаловаться потом. В финале спектакль и вовсе вываливается в некую инфернальную зону между здесь и там, где жуткий сон легко перепутать с явью, а светлый образ веры вполне может оказаться горячечным миражом…
За последнее время успело сложиться устойчивое впечатление, что мы тоже, как те бесталанные герои Сигарева, заехали не по той колее не в то "депо". Угодили в параллельный мир, лишь контурно напоминающий наш.
Реальность давно бессовестно мультиплицируется пропагандистскими СМИ, любой факт искажается в лучших традициях сюрреализма до полной неузнаваемости. Войны как бы нет, но сводки о погибших и раненых убеждают в обратном. Внося раскол в общество, множатся словечки с приставками "так называемые": референдумы, республики, правительства. На территориях, контролируемых сепаратистами, царят свои законы, цинично отменяющие любые привычные и доступные механизмы коммуникации…
Узнав о случившемся с Павлом Юровым, поляки из Восточноевропейской платформы перформативных искусств (EEPAP) инициировали сбор подписей под петицией с настоятельной просьбой об освобождении заложников. На сегодня — восемь сотен подписантов из трех десятков стран мира, со всех четырех континентов.
Более того, в России режиссеры "Театра.doc" Михаил Угаров и Елена Гремина инициировали отдельное письмо с, разумеется, наивным, но единственно возможным в данной ситуации адресом "всем, кто может помочь".
Что примечательно, среди подписантов этого российского воззвания, много тех, кто подмахнул холуйское открытое письмо "мастеров культуры" в поддержку агрессивной политики Кремля. Искупление? Цеховая солидарность? Порыв "загадочной русской души"? В которой, по меткому наблюдению классиков, вдоволь места и для лютой ненависти, и для тихой подлости, и для вполне искренней жалости.
"Глас народа" в виде комментариев на сайтах новостей и в соцсетях, мягко скажем, неоднозначно воспринял этот широкий жест деятелей искусств РФ. Причем щедро приперченная ненормативными оборотами критика раздается с обеих сторон. Украинцев возмущает цинизм "двурушников". Россияне недоумевают, как можно защищать "бендеровцев".
Но есть и те, которые твердо знают, что письма — вещь чрезвычайно важная, пожалуй, даже необходимая тем, кто здесь, ничуть не меньше, чем тем, кто там. Ведь сидеть сложа руки невыносимо.
Хотя в нынешних реалиях, к огромному сожалению, цивилизованные методы борьбы за жизнь людей просрочены, а потому неэффективны. Пожалуй, лучшим символом наших "параллельных миров" стал звонок питерского режиссера Андрея Могучего так называемому "народному мэру" Славянска Пономареву с просьбой отпустить Павла и Дениса.
Товарищ в камуфляже заверил, дескать, уж давно освободили — хлопоты напрасны. При этом практически со стопроцентной уверенностью можно утверждать: прославленное имя и статус в мире искусства просившего вряд ли известны сепаратисту…
У истории этой нет финала. Нервы у всех, кто знал Павла, а таких, поверьте, в театральной Украине немало, уже которую неделю предельно напряжены.
Родные и друзья ребят продолжают слать запросы во все мыслимые инстанции — от Хельсинской группы до родного СБУ, продолжают бить в медийный набат.
Последняя по времени информация от журналиста, который пытался, вооружившись письмами и петициями вызволить Павла Юрова и Дениса Грищука: якобы готовность сепаратистов вести переговоры об обмене заложниками… О другом, кроме как благополучном для всех заложников исходе, не хочется думать. И ребята наверняка вернутся, чтобы рассказать всем нам иную правду…
Павел Юров (г.р. 1980) — театральный режиссер, лауреат профессиональной театральной премии "Киевская пектораль-2011" в номинации "За лучший режиссерский дебют", Гран-при І фестиваля молодой украинской режиссуры имени Леся Курбаса, участник московского Х международного театрального фестиваля им. А.Чехова, работал в мастер-классах фестиваля в составе группы молодых режиссеров стран СНГ. Автор проекта "ДрамПортал", нацеленного на популяризацию современной драматургии через открытые сценические чтения (среди авторов — М.Равенхилл, П.Пряжко, братья Пресняковы, М.Курочкин, А.Молчанов, Н.Беленицкая и др.)
Денис Грищук — врач по образованию. Работал в Донецком областном художественном музее, волонтер Донецкой платформы культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ, координатор волонтеров первой украинской биеннале современного искусства ARSENALE 2012.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки