MENU

ОПК Украины vs ОПК России: Кто проиграет?

3386 7

Вертолет Ми-28Н "Ночной охотник"

Москва жалуется на то, что украинские «оборонщики» с марта этого года не поставляют российским производителям вооружений комплектующих.

 

Как отметил по этому поводу заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, такая позиция Украины «добавляет России проблем» в обслуживании стоящей на вооружении техники, в частности, вертолетов, двигатели для которых производились в Украине. В то же время, Борисов сообщил, что в России ведется процесс импортозамещения.

 

Как подчеркнул заместитель министра обороны, такая политика Киева, согласно которой поставки для российского ОПК находятся под запретом, в первую очередь ударит по украинским предприятиям, а российские предприятия якобы «успешно справятся с брошенным вызовом». «Критической ситуации нет», - отметил он.

 

Его рьяно поддержал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, который тут же начал стонать, что Россия не может зависеть в плане обеспечения обороноспособности от Украины. «Мы слишком много погрузили в украинский ОПК, когда мы начинаем разбираться, мы видим - проблемы возникают даже на 3-4 уровне кооперации…Мы не можем себе позволить зависеть от страны, которая не знает, чего хочет: то ли новую Конституцию, то ли севрюги под маринадом, и новое руководство которой ведет войну против своего народа», - изрек он.

 

…Начнем с главного – с политического смысла запрета на поставку продукции военного назначения в Россию. Если в Москве знают примеры в мировой истории, когда страна, ставшая жертвой агрессии и в результате оккупации лишившаяся части территории, продолжает вооружать агрессора – просим привести примеры. Наоборот, не надо быть великим внешнеполитическим экспертом, чтобы понимать: как раз продолжение таких поставок и вызвало бы сомнения в адекватности руководства страны, ставшей жертвой агрессии.

 

То, что в Кремле умеют виртуозно все ставить с ног на голову и черное именовать не иначе, как белым – мир привык. Это по поводу высказывания Рогозина об Украине, как «стране, которая не знает, чего хочет». Ибо Украина сегодня хочет только одного: чтобы агрессор в лице России усмирил свои шизофренические амбиции и вернулся в русло цивилизованной политики.

 

Хотя это едва ли возможно, пока представители Кремля продолжают долдонить о том, что уничтожение террористов и наемников-граждан РФ является «войной против своего народа». С каких пор Чечня, Дагестан, Ингушетия, да еще и Абхазия с Осетией (и Северной, и Южной) стали частью Украины, а вооруженные представители их населения, лезущие в нашу страну изо всех щелей, – «своим народом»? Если это так, и мы что-то пропустили, то просьба к Госдуме РФ закрепить этот постулат Рогозина законодательно. Чтобы вице-премьер РФ не выглядел балаболом.

 

Но это детали. Вернемся непосредственно к экспорту товаров военного назначения из Украины в Россию.

 

Как мы отметили, в Москве убеждают, что прекращение такого экспорта гибельно для украинских «оборонщиков», а российские предприятия «успешно справятся с брошенным вызовом». С первого взгляда выглядит логично: о критической зависимости украинской «оборонки» от РФ общеизвестно. Хотя что касается российских предприятий, возникают вопросы: со времен президентства В.Ющенко мы слышим перманентные вопли с берегов Волги о том, что Россия «ведет процесс импортозамещения», но реально россияне за долгие годы почему-то так и не добились «независимости» от Украины в сфере ОПК, несмотря на все свои бравурные декларации и лозунги.

 

Итак, кто же пострадает больше? Обратимся к цифрам.

 

По данным группы «ИС», в 2013 году Украина поставила другим странам военных товаров на сумму 2,38 млрд. долларов США, из которых 1 млрд. долларов – в Россию (почти 40% от общих объемов поставок – это очень много, но все же даже не половина).

 

При этом экспорт контролируемых товаров в РФ из Украины значительно превышает импорт, идущий от российских поставщиков украинским потребителям. В частности, на протяжении 2013 года из России в Украину было импортировано товаров военного и двойного назначения на сумму 700 млн. долл. Разница – в 300 млн долл. То есть, Украина поставляет россиянам на одну треть больше, чем сама закупает в РФ.

 

Казалось бы, учитывая разницу в объемах экономики двух стран, это все равно очень трагичный для Киева показатель. Но здесь есть одно «но». Дело в том, что в категории товаров военного и двойного назначения значится не только продукция непосредственно ОПК, но и стратегические материалы, например, в сфере энергетики. И если рассматривать структуру поставок в Украину из России в этой категории, то мы видим, что 81% (!) поставок из РФ таких товаров – это тепловыделяющие элементы (ТВЭЛ) для атомных электростанций.

 

Но вот какая незадача: еще 6 марта этого года все тот же вице-премьер РФ Рогозин заявил, что Россия ввела запрет на доставку топлива корпорации ТВЭЛ для украинских атомных электростанций. Таким образом, заставив Киев срочно искать альтернативу российскому топливу – понятно, обратившись к американской корпорации Westinghouse.

 

«Понятно» - ибо, как известно, в 2008 году Киев заключил пятилетний контракт с Westinghouse для постепенной замены российского топлива для не менее чем 3 энергоблоков. Начало поставок было запланировано на 2011 год, и должно было продлиться до 2015 года. Но с приходом к власти в Украине Януковича сотрудничество с Westinghouse было остановлено – ясный день, в пользу России.

 

Сейчас все возвращается на круги своя. Москва уже в полный рост испражняется кирпичами, поднапрягая МАГАТЭ помешать этому процессу. Но это уже, думается, технические моменты, которые Украина сможет оперативно решить, если на то будет политическая воля новой украинской власти (будем надеяться, что такая воля есть).

 

Факт в том, что в обозримой перспективе украинцы смогут заменить 81% нынешнего импорта из России «товаров военного и двойного назначения». И это уже не блеф по примеру российского, который уже доброе десятилетие на словах «отказывается» от украинского ОПК. А трезвая оценка, основанная на анализе ситуации.

 

Добавим также, что в рамках так называемой двусторонней производственной научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности Украины и РФ, в 2013 году были задействованы 79 украинских и 859 российских предприятий. То есть это те предприятия, которые пострадают при прекращении сотрудничества.

Конечно, было бы в корне неправильным говорить о том, что для России разрыв связей с Украиной в сфере ОПК скажется крайне негативно, а украинские предприятия этого даже не заметят. Заметят, и, увы, весьма ощутимо.

 

Но, в отличие от Москвы, у Киева сегодня есть весьма важный козырь. А именно – поддержка и симпатии международного сообщества, прежде всего Европы. Это создает благоприятную почву для налаживания взаимовыгодного сотрудничества в сфере ОПК. Вопрос лишь в том, насколько эффективно Киев сможет воспользоваться открывающимися возможностями.

 

…Ну а Россия может и дальше вопить об «успешном импортозамещении», закупая за границей все подряд – от электроники до боевых кораблей. Блажен, кто верует.

 

Дмитрий ТЫМЧУК, координатор "Информационного сопротивления"


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини