Россия - периферийная страна, возомнившая себя империей - Портников
В ЕС превалирует позиция – давайте поможем Украине так, чтобы с угрозой боролась она, а связи с Россией трогать не будем.
Для Кремля третий уровень санкций Запада – куда опаснее, чем главный герой российских телевизионных программ – "Правый сектор". Потому что разговоры о "Правом секторе" никак не влияют на положение дел в российской экономике. А третий уровень санкций может поставить в ее существовании жирную точку.
Почему же тогда Запад не спешит с введением третьего уровня санкций, тем самым поощряя агрессора? На этот вопрос можно ответить другим вопросом – а когда Запад спешил?
Любые санкции против периферийных режимов вводятся западными странами тогда, когда эти режимы дают прямой повод к противодействию. Разночтение в понимании ситуации Европейским Союзом с одной стороны и Россией и нами с другой как раз и состоит в роли Москвы в современном мире.
Мы воспринимаем Россию как одного из ведущих игроков, агрессора уровня Третьего Рейха, которого необходимо приструнить. Для Запада Россия – третьестепенная страна, сотрудничество с которой приносит прибыли европейским компаниям. Точно также Евросоюз сотрудничал с каким-нибудь Заиром эпохи диктатора Мобуту, не очень задумываясь, что ошалевший генерал творит в собственной стране и вокруг нее.
Мы думаем, что Путин – это современный Гитлер. Запад уверен, что Путин – это современный Мобуту Сесе Секо и он прав. Просто нам от этого не легче, потому что мы – европейская страна, граничащая с Заиром Мобуту. Но Запад еще предстоит в этом убедить.
Евросоюз разработал идеальную – по мнению европейцев – модель сотрудничества со странами постсоветского пространства, помогающую установить стабильность на границах расширевшегося ЕС и не задевающую интересы России. Это модель соседства, соглашений об ассоциации, особых экономических преференций, словом – "Восточное партнерство", не подразумевающее дальнейшее расширение ЕС на территории бывших советских республик. На Западе просто не понимали – и сейчас не могут понять – что для Мобуту и всех прочих заирцев мы и другие бывшие советские республики – просто куски Заира, которые нужно побыстрее инкорпорировать обратно.
Западную модель в Москве восприняли как покушение на саму государственность России – и вступили в самую настоящую войну с Евросоюзом и что самое интересное – с Соединенными Штатами, которым вообще ничего здесь не было нужно, кроме утилизации ядерных отходов.
Но если третьестепенная маргинальная страна – а Россия именно такая страна – убеждает саму себя, что она пуп земли – то она искренне думает, что все в мире только ею и ее претензиями и озабочены.
Для Запада поведение российского Мобуту – самое настоящее помешательство, но он просто не понимает, как по-настоящему на него реагировать. Путин своей войной за Украину разрушил не только международное право, но и саму модель мира, сложившуюся в головах западных политиков. И в Брюсселе, и в Вашингтоне, и в Берлине начинают понимать, что стабильность – это не модель соседства, а ответственность. Что в отношениях с теми бывшими советскими республиками, которые не хотят быть инкорпорированными Россией, Западу придется выступать в роли защитника, а не доброжелательного соседа.
Но при этом неясно, можно ли сохранить эту роль, не отказываясь от использования России в качестве источника прибыли. Понятно, что для Запада ничего не стоит "наказать" зарвавшегося диктатора, но так, чтобы по возможности не терять ни копейки. Потому что намерения терять не было. И пока что превалирует позиция – давайте поможем Украине так, чтобы с угрозой боролась она, а связи с Россией трогать не будем.
Наша главная задача – доказать Западу, что это обойдется дороже. Потому что если не остановить Россию, она пойдет дальше для доказательства своей особой роли в мире. В Москве никогда не верили, что Россия – периферия мировых интересов просто потому, что в России вообще не привыкли считаться с реальностью. Но для периферийной страны, возомнившей себя империей, единственный способ доказательства своего положения – это война. И если не остановить агрессора сегодня, завтра объектом его экспансии уже станут страны, входящие в состав НАТО и Евросоюза.
Это то, чего на Западе искренне не понимают. Конечно, Россия больше похожа на Заир Мобуту, чем на Рейх Гитлера. Но этот Заир не отделен от цивилизованного мира морями и обладает ядерным оружием. И не замечать его на собственной географической карте – не менее опасное безумие, чем помешательство обитателей Кремля.
Виталий ПОРТНИКОВ специально для Newsru.ua
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки