Реален ли разрыв торговых отношений Украины с Россией
Полный и резкий отказ от торговли с Россией, о котором предупреждают украинцев в правительстве, чреват крахом украинской экономики
Открытие, которое четыре года назад совершил российский сатирик Виктор Шендерович, без швов вписывается в историю современной Украины. Динозавры вымерли, потому что нервная система у них была слаборазвита. Тело здоровенное, башка маленькая. Саблезубая тварь уже доедала задницу гиганта, а его голова еще витала в облаках.
Что то похожее происходит с нервной системой украинской экономики. Очень медленно движутся сигналы от провинций в столицу и обратно. От правительства к бизнесу и в реверсном направлении.
Итак, по порядку. 18 июля, на следующий день после падения малайзийского Боинга-777, премьер-министр Арсений Яценюк заявил: “Надо готовиться к тому, что у нас будет практически полное ограничение торговли с Россией в двустороннем формате”. Глава правительства потребовал в краткосрочной перспективе начать диверсификацию рынков.
В переводе на язык цифр это означает, что товарам и услугам объемом $15 млрд в год, которые Украина продает в Россию, нужно срочно найти новых покупателей. Сигнал дан, но нервная система у правительства ущербная, до башки импульс доходит медленно, а то и вовсе движется в противоположном направлении. Например, аграрный сектор. До нынешнего дня отрасль обеспечивает 25 % валютных доходов страны — свыше $20 млрд. Это единственная сфера международного бизнеса, где Украина в топе. Акции наших аграриев даже в эти дни на международных биржах дорожают.
Экспорт в подавляющем большинстве идет на рынки ЕС, Ближнего Востока, Африки и меньшей частью в страны СНГ — в отношении 84 % на 16 %. Резерв для наращивания продаж колоссален.
И вот 21 июля в парламенте зарегистрирован законопроект, согласно которому сельхозпроизводители теряют право использовать НДС на реинвестирование в развитие и большинству из них отменят фиксированный сельхозналог. Как говорит один мой друг, это, наверное, по просьбе трудящихся. Вдобавок украинские аграрии сидят без денег, так как банки выдают им займы минимум под 15 % в валюте и 25 % в гривне. Правительство таким нехитрым образом хочет заполучить в казну 20 млрд грн, но, очевидно, значительно больше потеряет на разорении 80–90 % мелких и средних агрокомпаний. Нагрузив селян новыми фискальными обязанностями, вряд ли завоюешь новые горизонты.
Переориентировать экономику на сытые рынки мира — дело более трех лет. Без рынка России, увы, Украина не выберется с этого экономического дна.
Как писала премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, большой недруг Москвы: “Слабая или сильная, как партнер или как головная боль, Россия всегда имеет значение”.
На днях говорил с топ-менеджером АрселорМиттал Кривой Рог. Он большой патриот и объяснил мне, что при всех составляющих Россия остается самым желанным рынком сбыта для компании. У компании Mittal Steel есть свои заводы во Франции, Германии, Великобритании. В Западной Африке доминирует Бразилия. Северная Африка отгородилась высокими пошлинами. На Ближнем Востоке тяжело конкурировать с Турцией. Там мы проигрываем из за высокой цены, которая формируется в результате дороговизны финансовых ресурсов и т. д.
Еще сложнее обстоят дела у машиностроителей. Новокраматорский машиностроительный завод 50 % своей продукции производит для российских заказчиков, и даже этот рынок тяжело удержать. “На рынке России работает вся Европа, Китай, Япония, Америка,— рассказывал мне Георгий Скударь, совладелец предприятия.— В этой среде мы самые ущербные”.
Это экономическая трагедия Украины — все яйца сложены в одну корзину, да еще и дырявую. Так быстро, как мечтает Яценюк, переориентировать экономику невозможно. Что делать?
Не сотрясать воздух пустыми заявлениями, которые порвут ту паутинку, на которой висит страна. “Получается, что мы фактически в состоянии войны и говорим: купите у нас на миллион долларов продукции. Для меня это ненормально”,— говорит глава Кабмина. Бросьте истерику, господин премьер. Или предложите что то получше. Партия ВО Свобода требует от НБУ приостановить деятельность банков и филиалов из РФ. Есть более гуманные методы суицида. На счетах этих финучреждений хранится около 60 млрд грн украинских вкладчиков — почти 10 % объема страны. На одних слухах о закрытии банков можно положить всю финансовую систему Украины в гроб.
Отделив зерна от плевел, а экономику от политики, Яценюку и его команде следует заняться программами стимулирования внутреннего рынка. Госзаказы для отечественных производителей вагонов — от их продукции Россия отказалась. Строительство дорог, мостов, всей инфраструктуры и т. д.
В это время украинские посольства должны продвигать интересы национального бизнеса за границей с остервенением представителей американского сетевого маркетинга. И, конечно же, в перспективе Украина обязана снизить свою зависимость от самого непредсказуемого рынка в мире — российского.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки