MENU

Нерв мировой войны явно проходит не на востоке Украины

9521 14

Политика и экономика не всегда понимают друг друга. Если бы понимали, то, возможно, человечество не знало бы беды Второй мировой войны, как и не знало бы прихода к власти нацистов, ведь после Первой мировой были выработаны достаточно эффективные формулы по восстановлению экономики Австрии и самой Германии. Выработаны бывшим профессором экономики Черновицкого университета и будущим министром финансов Австрии, известным ученым с мировым именем Йозефом Алоизом Шумпетером. Эффективная экономика, решение социальных вопросов не породило бы ту волну готовности к бунту, к реваншу, которой воспользовался впоследствии Гитлер.

К сожалению, и победители, и побежденные сделали все, чтобы политические аспекты возобладали над здравым смыслом, над пониманием функционирования сложного социально-экономического организма.

Именно в тихих Черновцах, где Шумпетер мог отвлечься от будничной суеты и полностью направить свою деятельную натуру на науку, гений написал свою "Теорию экономического развития". Один из основных посылов Шумпетера заключался в том, что экономически развитой стране вовсе не стоит расти территориями и ресурсами. Достаточно усовершенствовать систему использования уже существующих источников. Его мысли выдавали революционные формулы преобразования количества в качество. После поражения Австрии в Первой мировой войне обессиленная Вен, страдала от голода, нехватки топлива и других энергоресурсов, буквально чахла на глазах.

Разорванная страна очень нуждалась в помощи и большинство склонялось к мысли о присоединении Австрии к Германии. С другой стороны, тогда главный поставщик продовольствия - Венгрия, делала все, чтобы использовать приобретенную во времена Австро-Венгерской империи зависимость Вены, фактически устроив последней гуманитарную блокаду.

Вена умирала. Но Шумпетер был одним из тех, кто убеждал: Австрия способна стать на ноги без присоединений, аншлюза и других унизительных уступок. Он разработал схему, которую частично потом будут воплощать в жизнь его враги, те, кто после Версальского мира выбросил ученого из австрийского кабинета министров. Версальский мир - соглашение, раздавившее и Германию, и Австрию. Шумпетер признал, что как политик он был недальновиден. "Без антенн" - как записал он в дневнике.

"Без антенн" сейчас и мы - украинцы. Мы полностью зависимы именно от политических решений, которые не всегда коррелируют с целесообразностью. Они диктуются правилами игры, амбициями, вынужденными шагами, но их последствия бывают слишком катастрофическими. Экономика же и другие общественные процессы - вещь органическая, она, как тело, реагирует не случайно, а в соответствии с вмешательством. Не может в экономическом организме появиться гной после зеленого чая, не может подняться температура от стрептоцида. Так же если организм болен, то топор не поможет. Кто мог год назад представить себе на улицах Луганска босоту с автоматами? Кому в страшном сне могло привидеться, что над головой луганчанина будет лететь мина во двор? Это невероятно! Но это произошло. Произошло с нами уже в XXI веке. Это брызги того же гноя, который зрел и «взорвался» от целенаправленного вмешательства.

В определенный момент общество попадает в заложники к отдельным лицам и отдельным событиям, которые становятся детонатором смерча, приводящего в разрушительное действие глобальные механизмы. Конечно, перед этим происходит подготовка среды. Сам взрыватель - ничто без готовности ядерной массы взорваться. Среда в определенный момент созревает до критической черты нестабильности. На бирже нельзя спровоцировать панику в одно мгновение, без существенных вмешательств, а сама паника не превратится в волну банкротств, если этому не предшествуют накопление долгов, слепые завышенные ожидания стоимости активов.

В мировой экономике торнадо из очереди дефолтов, землетрясения экономических кризисов, когда страна за страной отказывается платить по обязательствам, закрываются предприятия, тысячи безработных остаются без средств к существованию и с огромными долгами по кредитам, подпитываются годами бездумных накоплений таких обязательств, раздуванием воздушных шаров, затратами "не по карману" не в те сектора экономики, в то время как без внимания остаются целые отрасли, нуждающиеся во вложениях.

Иными словами, перед мировым экономическим кризисом всегда происходит процесс ослабления мышц, царит сон иллюзий, спекулятивных и поверхностных идей, финансовых авантюр и главное - общественного затмения. Людям свойственно не верить в плохое, откладывать меры по обеспечению стабильности на завтра. И тогда достаточно объявления об эпидемии неизвестного вируса в стране, которая является поставщиком сырья, или сообщения о банкротстве какого-либо известного банка или страховой компании, и накачанный анаболиками культурист падает без сил от одного удара. Всем не верится, что мышцы его были лишь формой, которая только казалась мощной.

Не такие ли процессы происходят и перед глобальными войнами? Разве не слепнет мир в состоянии покоя, в мирном сне, в то время как на самом деле целые народы теряют свое национальное единство духа, чувства патриотизма, а целые страны превращаются в бюрократические бумажные машины, пропитанными прахом взяточничества и кумовства? Терпимость на поверку оказывается маской общественных недовольств (чего стоят мятежные события в Париже на национальной почве), ценности - ширмой, прикрывающей моральное разложение, проблемы воспитания, уважения друг к другу. А миролюбивые заявления лишь припудривают кровавые гнойники, что вот-вот брызнут своей жижей противостояний и войн. Кто-то же в это время готовится к "скупке акций", которые спустя некоторый период будут либо стоить мало, либо не стоиьт ничего. Именно поэтому Европа так боится ввязаться в бойню, ведь тогда окажется, что под одеялом европейских принципов лежит апатичное, хилое тело, которое на самом деле не готово себя защитить.

Путин же умышленно давит на мир, проверяя его гибкость. Он знает, что где-то проходит нерв, который может спровоцировать мировую войну. Но этот нерв проходит явно не на востоке Украины. Мы - украинцы - лишь звено в цепи гораздо более глобальных событий. Однако по нам, как по кости антрополог угадывает скелет всего зверя, можно рассмотреть ту возможную трагедию, перед которой сейчас стоит весь мир.

Сначала Путин устроил геноцид чеченцев. Затем отобрал у Грузии часть ее территории. Потом забрал у Украины Крым. Впоследствии развернул войну на Донбассе. Все это время мир создавал только видимость того, что пытается повлиять на Москву. На самом же деле миру просто было не больно. Санкции и запреты - это лишь намек Путину, чтобы он не наступил на тот самый нерв, когда Европе и США придется реагировать по-настоящему. Тогда миру придется вмешаться серьезно, а это - Третья мировая, которая не нужна никому. Таким нервом не стал даже "Боинг" с 298 пассажирами. Эти триста душ разве могут сравниться с миллионами возможных жертв? Первая мировая унесла восемь с половиной миллионов жизней. Вторая мировая уже в десятки больше. Поэтому мир будет делать все, чтобы договориться с московским диктатором, который позаботился о том, чтобы настроить своих рабов на фанатичную уверенность в собственной силе и непобедимости. А санкции? У московского царя сотни миллионов подданных, большинство из которых обнищавшие, и страна, которая страдает в бедности веками. Нет, санкциями Путина не напугать. Он слишком хорошо чувствует нерв войны и слабую душу некоторых мировых лидеров, которые и дальше будут приносить в жертву очередные (пока чужие) территории и интересы, откупаясь от грядущей беды.

Еще за 4 года до своего назначения министром финансов и унизительной отставки, в начале лета 1914-го года Йозеф Шумпетер находился в США и общался с другим известным гением - Ирвингом Фишером. Темы их беседы касались в частности возможности развертывания полномасштабной войны в Европе. Фишер - великий математик и экономист - убеждал Шумпетера, что такого не произойдет. Мир слишком интегрирован экономически, слишком большой рывок сделало человечество за последние десятилетия, чтобы поставить под угрозу собственный комфорт и безопасность. Рос экономический потенциал стран, расширялись предприятия, вводились инновации. Все говорило о том, что теория Шумпетера правильная - Англия еще до того, как стать колониальной страной, уже была успешной, маленькая Швейцария уже в начале ХХ века замыкала на себе множество финансовых узлов и не чувствовала ни экономических, ни социальных проблем. Следовательно, потребности в экспансии, а значит, в войне нет! Фишер за сладостями с чаем доказывал, будто апеллируя к автору "Теории экономического развития", - война нецелесообразна! На нее никто не решится! Шумпетер пил чай и скептически слушал собеседника. До начала Первой мировой войны оставалось несколько месяцев.

Валентин ТОРБА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини