Когда устанем от ненависти...
...Российские наемники фотографируются на фоне убитых украинских солдат и выставляют снимки в соцсети. Зачем? Из ненависти. И... чтобы разбудить ненависть в нас...
Я не был на передовой. И не знаю, помогает ли ненависть воевать. Но мне кажется, что она хороша только, когда идешь в рукопашный бой. Снайперу ненависть мешает - ослепленный ею он может промахнуться. Как и командиру взвода - он, подгоняемый ненавистью, может положить в ненужной атаке весь свой взвод.
Ненависть очень сильное чувство. Но она лишает человека способности реально оценивать ситуацию, подавляет нравственные ограничители. Испепеляет изнутри. И , наверное, долго ненавидеть нельзя, даже если на твоих глазах убивают людей.
А эта война - надолго...
Спросите, а как же стрелять во врага, если нет в душе ненависти?
А разве крыс, пробравшихся в твой дом, ненавидят?
От них избавляются. Быстро и без эмоций...
Нам в тылу, к счастью, не приходится убивать. Враг далеко. Но разведенное им пламя ненависти жжет наши сердца. И мы быстро находим, на ком ее выместить.
Беженцы. Они же переселенцы. Не желающие работать. Не признающие украинский язык. Не осуждающие сепаратистов.
Порой мы их ненавидим, забывая, что беженцы - это фактор каждой войны. Наш крест. Компенсация за то, что не у нас идут бои, и не наши дома разрушены.
Они нас не любят? Да. И не за то, что мы бандеровцы. А за то, что можем себе позволить мирно жить, влюбляться, водить детей в садики, пить кофе на летних верандах в центре города, беседуя о приятных мелочах...
А они - нет.
И все же они ищут защиты у нас, а не у России...
Так, может быть, нам стоит ненавидеть тех, других?
Одна московская блогерша, симпатик Украины, собрала свидетельства, оставленные в соцсетях жителями Донбасса, бежавшими в Россию. Конечно, они верят, что Боинг сбили украинские летчики, что в наших танках сидят «американские негры», что у Гиркина нет никаких «Градов», а разрушает Донецк и Луганск украинская армия. Враг все сделал, чтобы они нас ненавидели. Но, судя по текстам, они устали ненавидеть. Им хочется домой, в Украину. Пишут: «Пусть хоть Нацгвардия там возьмет власть, наведут какой-то порядок. Чтобы можно было вернуться. А с «бандеровцами» как-то уживемся - жили же столько лет в одной стране...»
Так ли нам жизненно необходимо испытывать к ним ненависть?
В интернете очень популярен пост под заголовком «Я-каратель» - своеобразная текстовка под снимком с перепуганными стариками да женщинами, прячущимися от артобстрелов в подвале. Заканчивающаяся словами: «Будьте прокляты!» Да, они бегали с флагами ДНР и встречали цветами кадыровцев. Но разве они достойны ненависти? За свою глупость они уже расплачиваются.
К месту ли неосторожные заявления известного журналиста (которого я глубоко уважаю), о «лишних» людях на Донбассе, бесполезных для Украины? И дело не в том, что эти слова, подправив, использовали против нас же наши враги. Просто, человек с украинским паспортом не может быть у нас лишним. Ни в каком смысле. Если он совершил преступление - судить и посадить. Но, и выйдя из тюрьмы, он остается гражданином Украины.
Мне скажут: ведь они-то нас ненавидят! Но мы же - не они. Наша ненависть - это оружие наших врагов.
Заглянем в себя. Война заставила нас нетерпимо относиться друг к другу. К солдатам, за то, что, оставленные командирами под огнем «Градов», не желают умирать. К командирам - что не приносят нам ежедневных вестей о победах. К правительству, за то, что оно нам обязано, а не выполняет. Ненавидим непатриотичных певичек в ночных клубах Одессы, и готовы за это проломить голову (разве певички стоят того?). Ненавидим друг друга за разное понимание свободы слова и судьбы нынешнего Майдана. Все вместе ненавидим олигархов...
Тяжелые испытания требуют сильных эмоций. Но это не обязательно «ярость благородная». Есть много других чувств, соразмерных по силе.
Читаю твитты с передовой: «Позывной Трофим ушел в небо, ушел домой. Спи спокойно, брат. Мы больше ничего не сможем сделать для тебя, но мы все сделаем для твоей семьи... Спи, брат».
Ни слова о мести. Только о благодарности и помощи.
Вертолетчик, майор Александр Сабада, полковник СБУ Александр Анищенко, комбат Нацгвардии Павел Сницар, офицер Николай Куценко, экипаж самолета АН-26, дотянувший чтобы не упасть на Славянск. Список - бесконечен. Все они закрыли своими телами других: кто - командира, кто - подчиненных, кто - боевого товарища, кто - мирных жителей. И - погибли.
Ими двигала не ненависть, а верность. Товарищам, долгу, присяге.
А есть еще любовь - к родной земле, к каждому колоску на ней, к каждому человеку, возделывающему ее. Она поможет нам ничего не бояться.
А еще - вера. В нашу правоту, в нашу победу. В апостольскую истину: «Если Бог с нами, кто против нас?»
Когда-нибудь мы поставим памятник всем украинцам, погибшим на этой войне. Всем без исключения. Не сейчас. Потом, когда устанем ненавидеть. Может быть, тогда мы и станем по-настоящему Европой.
...А с Путиным как? - спросите вы. - Неужели и его простить?
Митрополит Антоний Сурожский как-то в проповеди вспомнил о старце, молившемся за душу Гитлера. «Как можно, после всего, что он сделал!» - спросил его Антоний. «На его душе столько всего, что страшно даже представить, какие муки она испытывает на самом дне ада», - ответил старец.
Даст Бог, и мы помолимся за душу Путина, горящую в аду.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки