MENU

«Я опять слушаю Машину Времени...»

2779 5

Я опять слушаю Машину Времени. Почти тридцать пять лет спустя.

Это машина времени. Это чудо.

В 1980, летом, мы лежали с отцом на пляже, в Сочи, в районе гостиницы Жемчужина. Потом, в девяностые, я жил неделями с друзьями в Жемчужине, тогда она стала уже Жемчужка, мы бухали там с проститутками как в аутентичном перестроечном кино, и, как правило, так и не добирались до пляжа.

Отец мой был пижон в 1980, до того мы пообедали в кафе-автомате, был такой модный объект, в центре города, там давали жареных перепелов и шашлыки, из темного окна раздачи, к которому всегда стояла большая очередь, и очень много томатного соуса, а пиво наливалось из автоматов. Потом надо было есть стоя, за высокими павильонными столиками. Я не чувствовал никакого шика во всем этом и всегда скучал, а отцу, сибирскому инженеру, слушателю Высоцкого, в гэдээровском светлом костюме, эта южная движуха нравилась.

Мы лежали на пляже, и вдруг мы услышали МОЩЬ. Все услышали. Огромный слитный звук несся над морем. Многие привстали. Что это? Это репетиция Машины Времени, объяснил бородатый парень.

Да, это не ложные воспоминания, и не "подгон" под фактуру семидесятых, я помню все предельно отчетливо, бородатый москвич в плавках появился, как служебный персонаж в компьютерной игре, и все объяснил. Это группа. Не ансамбль, а группа. Вечером они играют в Зеленом Театре в парке Ривьера. Точно. Мы сразу вспомнили, что в городе повсюду афиши с бородатыми чуваками в хипанских очках.

"Скажи мне чему ты рад! Постой, оглянись назад!" - это просто накрывало. Я такого не слышал НИ КО ГДА. Видимо, получилась какая то особая акустика, ведь сочинские пляжи образуют бухту, своеобразную акустическую линзу, где звуки и энергия масштабируются.

Вечером мы были в зеленом театре, это была огромная открытая эстрада. Я не помню, как мы взяли билеты, наверное переплатили, отец мой, как и я теперь, был очень упертый человек, и если у него появлялась идея, он шел напролом.

Зал, поднимающийся амфитеатром, был переполнен. Они начали с чего-то оглушающего, атакующего и слитного, возможно именно с "Скажи мне, чему ты рад". Мелик-Пашаев, продюсер нового толка, он и на афишах фигурировал как самый главный, раздобыл где-то мощнейшую аппаратуру, звук был невероятный.

Они были в белых апачах, постоянная подсветка ультрафиолетом давала голубое сияние. Мелик-Пашаев собрал, видимо, все что было из подобных приблуд тогда, в один кулак, для первого мегатура Машины, начавшегося в Сочи тем летом.

Ты думал собой осчастливить весь свет,
Сияньем его озарить,
Но ветер подул, и тебя больше нет...
Кого ты хотел удивить?

И дипепловские ударные запилы. И зеркальный шар, стробоскоп.

Потом эта наивная психоделика. Тогда она поражала.

Я был вчера в огромном городе
Где совершенно нет людей

Парень пел... послушайте, в восьмидесятом году я, сибирский школьник, перешедший в девятый класс, не знал, кто такой Макаревич, нет, мы были очень продвинуты, и новосибирский академгородок, например, весь был эстетским клубом англоязычного рока, но богемной московской движухи мы не знали, да и первые магнитные бобины Машины стал разлетаться по стране только после этого концерта.. бородатый парень пел:

Я был вчера в огромном городе,
Где совершенно нет людей,
И в каждом доме, вместо окон,
Я видел только зеркала.
И я прошел по людным улицам,
Был город полон отражений,
Они брели за мной как тени,
И молча слушали меня.

Когда я просто улыбался,
То улыбался мне весь город,
И если я кивал кому-то,
То все кивали мне в ответ.

И иногда казалось мне, что город жив,
И что вокруг миллион людей,
И вновь никак не мог поверить я,
Что я один и что вокруг
Лишь зеркала.

Они поссориться не могут,
Они похожи друг на друга,
И скоро я покинул город,
И город сразу опустел.

Блин. Мой отец встал. Его светло-серый костюм тоже светился в ультрафиолете.

Мелик-Пашаев читал между треками - Тарковского:

Никого со мною нет.
На стене висит портрет.

По слепым глазам старухи
Ходят мухи,
мухи,
мухи.

Хорошо ли, — говорю, —
Под стеклом в твоём раю?

По щеке сползает муха,
Отвечает мне старуха:

— А тебе в твоём дому
Хорошо ли одному?

Ефремов в это время за его спиной, сидя за установкой, крутил палочками и вообще куролесил, как и принято у аутичных ироничных ударников.

Я смотрел на него и смеялся.

Потом Снег:

.. город почти ослеп
Есть только белый снег..

Сто долгих дней
Снег был сильней

И снова мощь:

Но, сказать по правде,
Я хотел бы только посмотреть,
Посмотреть, что будет с нашим миром
Через двадцать лет,
Что же будет с миром
Через двадцать лет.

Может быть, все люди будут
Жить в одной большой стране,
Над которой будет
Вечный солнца свет,

Через двадцать лет уже никто
Не вспомнит о войне,
Если только с нами что-то будет
Через двадцать лет,
Если что-то будет
Через двадцать лет.

Двадцать лет - немалый срок,
И ты за двадцать лет поймешь,
Что такое тьма
И что такое свет.

Через двадцать лет забудут люди,
Что такое ложь,
Если только с ними что-то будет
Через двадцать лет,
Если что-то будет
Через двадцать лет.

Я отдал бы все на свете
И просил бы об одном:
Чтобы только с нами что-то было
Через двадцать лет,
Чтобы что-то было
Через двадцать лет.

Даа, это была мощь тогда.

И "У дверей заведенья народу скопленье...
Меня нет.. Я за тысячу лет.."

Эта декадентская песня была как порнография, что-то невероятно сексуальное и томящее.

Осенью я вернулся домой, в школу, привез пленку. Классный руководитель у нас был Саныч, здоровый сибирский увалень, блестящий математик, сделавший из нас, быковатого спортивного класса, звездный математический класс, сам он был просто синтетический персонаж из фильма "Доживем до понедельника". Мы отжали у него магнитофон "Комета"и сидели в библиотеке целыми днями, вместо уроков, слушали все подряд, и уже появился в нашей ротации БГ, хохотали, молодой библиотекарше уже грозило увольнение за пособничество, но нас никак не могли выгнать. Рисовали какие-то постмодернисткие плакаты с налетом треша, хотя и не знали тогда ни про какой постмодерн, конечно. Я был полон визуальных идей, моим художником была моя будущая жена.

Следующей зимой, когда в Комсомолке появилась статья "Рагу из синей птицы", мы были в восторге, мы так хохотали. Это было очень смешно и весело. Мы не знали тогда в Сибири о существовании каких-то там диссидентов, у нас не было диссидентов. И про Солженицына мы не знали. Мы были не диссиденты, а победители.

Мы это точно знали.

В эту зиму в городе открыли первый коктейль-бар "Зодиак.

В школе гоняли за панковские бритые виски.

Еще через два года нас готовили к отправке в Афган, в учебке. 

Уже выдали афганку. Я сидел на бордюре у плаца и увидел как в белом платье идет моя мама. Она приехала в Закавказье, в Вазиани, из Сибири. В Афган меня не отправили, оставили строевым сержантом в учебке. Только несколько лет назад я прочел, мать показала письма, ее переписку с замполитом, он написал ей, что меня отправляют, и что это крайне нежелательно. Она приехала, привезла подарки штабистам.

Что же будет...

Через двадцать лет..

Через двадцать лет, накануне двухтысячного, мы, циники и беспредельщики, сидели, большой компанией, мы были пьяные и жарили шашлык чуть ли не на паркете, и пили Абсолют и хохотали, в телевизоре был Ельцин, который поздравлял с Новым Годом, говорил, что устал и показывал мышонка. Мы орали: ааа, дед мороз ебана.. бросали в телевизор шашлыком. За эти двадцать лет я успел лишиться глаза, большинства друзей, прошел через всякие реанимации с нейрохирургией и много чего еще. В двухтысячном я тоже устал, был опустошен и желал уснуть лет на десять. Что в общем то и сделал.

Макаревича я встречал случайно в девяностых, в Жемчужке, они сидели и пили с Крисом Кельми. Я вел себя отвратительно.

Много лет слушать Макаревича в моем кругу считалось дурным тоном.

Сегодня я охвачен главной, всепоглощающей идеей, сделать так, чтобы тот мир, про который пела Машина Времени, стал реальностью.

Пусть еще через двадцать лет.

Это реально. Это практическая задача. Такая вот машина времени.

Евгений ЮРЬЕВ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини