Не играть по правилам Путина
Политическое руководство России выбрало курс, который делает невозможными полноценную нормализацию отношений с Украиной и возобновление доверия с Западом. Москва добивается смены всей матрицы мировой политики с созданием «глобального концерта держав» по аналогии с «Европейским концертом» XIX века. Владимир Путин хочет быть за одним столом с лидерами США, ЕС и Китай. Причем американскому президенту в этой системе отводится лишь роль председательствующего. Кремлю кажется естественным начать строительство нового миропорядка с многостороннего соглашения об Украине как постоянно нейтральном государстве. Точно так же великие державы в XIX веке решали судьбу, например, Бельгии, вышедшей из-под власти Нидерландов, однако нужной Британии как буфер между Германией и Францией.
Хотя однополярный мир явно ушел в прошлое, и США не могут, а главное, не хотят единолично управлять системой международных отношений, желанный результат Путин не получит. Вашингтон не позволит себе поддаваться откровенному шантажу, но есть и более фундаментальная причина. Если бы Россия была молодым голодным волком, поздно пришедшим к столу великих держав, как Германия, Италия или Япония 120 лет назад, возможно, к Москве относились бы иначе. Но Путин пытается доказать, что СССР не проигрывал «холодную войну», а лишь добровольно отказался от участия в ней. А, значит, вновь окрепшая Россия имеет право добиться пересмотра итогов финального акта «холодной войны», когда Москву почти выкинули из числа мировых властителей. Победа над «империей зла» слишком важная часть американского самосознания, чтобы от нее отказываться. Тем более - по просьбе экономически слабой и демографически деградирующей России. Американцы видят, что нынешняя РФ - лишь бледная тень былого Советского Союза, и потому скорее склонятся к тому, что Россию нужно окончательно ослабить, чем станут признавать ее почти равный статус с «одинокой сверхдержавой».
Все это означает, что противоборство будет долгим. В России поймут, что отыграть ситуацию назад уже нельзя, а, значит, любые жертвы оправданы. И происходить схватка будет в значительной степени на украинской территории. Означает ли это необходимость продолжения войны в Донбассе? Как раз наоборот. К прямому военному столкновению Запад не готов. Вернее, не считает его рациональным. Тем более загнанный в угол Путин с ядерным чемоданчиком – реальная угроза планете. В то, что россияне оккупируют всю Украину, а потом вторгнутся в ЕС, на Западе никто не верит. А вот в риск ядерной войны в случае военного разгрома России даже при незначительном участии НАТО – вполне.
Самостоятельно победить российскую армию Киеву не под силу. Особенно, если российской элите далее будет хватать ума придерживаться тактики «ограниченной войны» в одном регионе. Большинство россиян действительно не хотят гибнуть за геополитические амбиции Путина. А большинство украинцев готовы сражаться, если армия интервентов пойдет вглубь страны. Оккупировать такую территорию с враждебно настроенным населением России не под силу. Даже в случае если Запад вновь ограничится лишь новыми санкциями.
Другое дело - Донбасс. В Генштабе правы: партизанское движение там невозможно. И не из-за того, что нет лесов, а из-за лояльного отношения большинства местных к русским войскам. Кстати, с ними жители региона связывают и надежды на избавление от беспредела сепаратистской вольницы с ее грабежами и насилием.В Крыму россиянам вообще никто не оказал сопротивления (даже к татарам через волжских собратьев нашли подход). Оккупанты, в свою очередь, быстро разобрались с попытками местных сепаратистов мародерствовать.
Все это означает, что Украина просто будет участвовать в войне на истощение, в которой основную роль будут играть наличные ресурсы. И далеко не военные. Страна, обеспечивающая себя своим бензином менее, чем на 20%, живущая на кредиты МВФ и с падающей экономикой, просто не может себе позволить затяжной конфликт. Уже очень давно войны не выигрывают одним массовым героизмом. В любом случае, мы европейская нация, а не афганцы, которые столетиями живут в застывшем средневековье. Постоянное ухудшение качества жизни при отсутствии полномасштабного вторжения, воспринимаемого как экзистенциональная угроза, довольно быстро приведет к росту социального напряжения и краху тыла. Так произошло в России в 1917 году. Тем более, что ни видимой борьбы с коррупцией, ни реформ, которые бы давали ощущение правильности движения страны, пока нет. Запад готов выделить до $100 млрд на реформирование разного секторов экономики и госуправления, но не на затяжную войну. Иракской армии США предоставляют все виды вооружений. В случае с Украиной даже Збигнев Бжезинский говорит лишь об «оборонительных вооружениях». Запад готов помочь не пустить россиян дальше, но не будет отвоевывать Донбасс или, тем более, Крым.
Мир на истощение – вот разумная альтернатива войне на истощение. Да, условиями компромисса с Москвой и предоставления автономии Донбассу может стать потеря свободы в отношении некоторых внешнеполитических шагов. В первую очередь речь идет о НАТО, куда и так европейские члены Киев не пустят. Но никакой Кремль не может нам запретить бороться с коррупцией, проводить дерегуляцию, развивать внутреннюю добычу газа, менять советское трудовое законодательство и т.д. И в этом деле продолжающееся противоборство Москвы и Вашингтона будет играть нам на руку. Конечно, Россия будет использовать любые невоенные рычаги для срыва реформ. При этом США и ЕС, осознавая значение выживания Украины, будут этиреформы всемерно поддерживать. Они готовы залить проблему деньгами, но не кровью своих солдат. На Западе верят, что успех Украины сильнее всего прочего подорвет стабильность российского режима. В Грузии в аналогичном положении многое удалось. Почему у нас нет? В итоге, если мы не справимся с этими задачами, пенять нужно будет только на себя, как и за провалы предыдущих 23 лет, когда не было никакой войны.
С учетом явной ущербности выбранной модели общественного и экономического развития Россию в течение ближайших лет ждет медленное угасание. Уже сегодня содержать Донбасс Кремлю не по карману. Завтра то же самое будет с Крымом. Сегодняшнее сближение с Китаем уже в ближайшем будущем обернется тяжелой зависимостью от Поднебесной. Проблемы Северного Кавказа и Центральной Азии тоже никуда не денутся. Нынешний бросок к имперской мечте является действительно последним. Так зачем играть по правилам Путина? В его любимом дзюдо отступление не является признаком слабости, но лишь тактической хитростью.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки