MENU

Великое переселение с Донбасса

14156 24

Война и поставила перед простыми людьми вопрос кардинального выбора, и подтолкнула к вынужденным шагам, а в обществе породила много дилемм.

Например, оставить Донбасс или продолжать воевать за него? И если оставить, то не потеряем ли мы и другие части Украины? И если продолжить проливать его кровь, то ради чего - ради разрушенных городов и извечно пророссийского электората, который будет тянуть и дальше страну в пропасть? И можно ли повлиять на сознание этого электората? И как относиться к тем, «понаехал» с территорий зоны АТО? Кто они - предатели и беглецы или заложники ситуации и жертвы обстоятельств? Темы болезненные, неоднозначные, наполненные спекулятивными моментами. А все, что является источником неоднозначности, горячих споров, болезненных воспоминаний, это точки, на которые будут давить те, кто хочет привлечь к себе внимание, отвлечь на себя электорат, короче говоря, общественная проблема неизбежно превращается в поле политических спекуляций.

Хорошее отношение к переселенцам, многие из которых почему-то охотно называют себя беженцами, было тогда, когда не было трупов. После первых «двухсотых» с украинской стороны отношение к Донбассу и переселенцам резко изменилось. Что ты делаешь в Киеве или Львове, в то время как киевляне и волыняне погибают на твоей земле? Если ты против пророссийских бандитов, то почему не воюешь за свой край? Если ты за них, то тебе нечего делать на украинской земле. «Мне впервые пришлось доказывать, что я порядочный человек», - говорит мой знакомый луганчанин, преподаватель, ученый, вынужденный сейчас работать в Полтаве. «Если бы вы знали, как вели себя переселенцы изначально, то вы бы понимали, почему их многие в Полтаве просто ненавидят», - объясняет одна женщина, очевидец конфликтов между переселенцами и местным населением Полтавщины. «Особенно больно слышать обвинения в том, что ты из Луганска, когда сам ненавидишь так называемых сепаратистов и весь тот москальский сброд, который превратил мою землю на пожарище. Луганская прописка в паспорте - как клеймо!» - говорит бывшая луганчанка, которая живет в столице уже год. А вот бывшая жительница Краматорска рассказывает о том, как с начала проведения АТО краматорчане начали буквально выживать своих соседей, которые несколько десятилетий назад приехали на Донбасс из Западной Украины. Они жили рядом, их дети годами ходили в одни детские садики и школы, они работали на одних предприятиях, а теперь гнев, отчаяние и даже прогрессирующая ненависть стала между ними.

Кто-то добился своего - поделил Украину пополам, и щель эта проходит вовсе не по границе АТО и даже не по Украине, а по сердцам. Кто-то спровоцировал страшное и необратимое - пролитую кровь. Очевиден клубок проблем, который, с одной стороны, должен со временем нивелироваться, а с другой, ржавые гвозди, вбитые в отношения между гражданами нашей страны, еще долго будут буравить их души. Подчеркиваю слово «граждане», ведь если внимательнее присмотреться к беде, в которую мы попали, то речь идет не о войне украинцев с украинцами, а о войне прежде всего украинцев и за годы навезенными россиянами, а точнее определенной их категорией, ведь далеко не все россияне ведут себя в Украине так дерзко, как некоторые из них. Еще Шолохов описывал в своем «Тихом доне», как дрались «хохлы» с «кацапами» на Кубани, как стояли рядом станицы украинцев и русских, и как сеялась веками вражда между нашими народами. Кстати, могу порекомендовать это произведение тем, кто считает Луганск будто бы исторически российским городом (да, есть и такие персонажи). В своей книге «большой молчун», как Шолохова называли потом, рассказал и о луганском ветре, веющем на Кубань с Украины, и о том, какие народы изначально селились на Луганщине. О том, как этот ветер разнес украинскую песню по живописным землям и плодородным полям Кубани, известно всем, кто ездил по ее селах. К сожалению, с российской стороны в Украину с ветром заносило другое - циничную и лживую пропаганду, раздор, а в конце концов и войну.

Но вернемся к луганчанам, которые вынужденно поселились на территории остальной Украины. Уверен, что никто, кроме самих донбассовцев, ситуацию в отношении к ним не сломает. Никто не станет решать эту проблему за них. Киев сейчас пребывает во сне. Здесь до сих пор верят в то, что на востоке Украины ведется какая антитеррористическая операция. Это словосочетание - «антитеррористическая операция» с уже символической аббревиатурой «АТО» селит в сознание украинцев определенное спокойствие. На самом деле на Донбассе давно уже идет полномасштабная война. Настоящая, ужасная, уродливая, циничная война. И в то время как в кафе Киева разливают ароматный кофе, под Луганском в одних кроссовках и со стрелковым оружием стоят насмерть ребята, которые давно забыли о том, что такое не только бытовой комфорт, а также что такое элементарные бытовые условия. Поэтому такому Киеву нужно еще многое донести и объяснить. Не надо доказывать, что ты украинец. Надо быть им. А для этого нужно одно базовое условие: знать, что Киев, Харьков, Львов, Ялта - это твоя земля с единым названием «Украина». Свою же землю берегут и уважают.

Ее любят и ценят. Это осознание корректирует и поведение, и взгляды, и соответственно отношение к нам извне. Забудьте о том, что вас кто должен пожалеть или понять. Никто нас не обязан любить, жалеть или понимать, тем более в момент, когда зачастую здоровое восприятие действительности омрачено обидами и болью потерь. И главное - не забывайте никогда, что вы хоть и в тылу, но на войне. Продолжать сопротивление вы просто обязаны. Как кто-то сказал «наше счастье - жить такой судьбою». Да, это такое наше «счастье» познать жизнь и с этой стороны.

Валентин ТОРБА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини