Закон о люстрации в Украине может превратиться в катастрофу
Принимать закон о люстрации нужно было ещё в 1991 году, а теперь время уже упущено, и нынешний закон – решение в угоду политической конъюнктуре. Ведь люди прекрасно понимают:
президент выбрал лозунг «Жити по-новому», но все продолжается по-старому. Поэтому в качестве уступки общественному давлению был принят закон о люстрации. Причем, как мне кажется, вопрос того, как именно будет работать этот закон, ушел куда-то на задний план. Было предложено более 400 поправок, а внесено всего 132. Эти поправки во многом добили и так не до конца продуманный закон.
В нем существует масса проблемных и противоречивых моментов, но отсутствует такой ключевой элемент, как орган, ответственный за проведение люстрации. В результате появляются самозваные люстраторы. В Полтаве, в Лубнах процессом занимается человек, который был уволен за коррупцию. В Днепропетровске под лозунгом люстрации проводят приватизацию отдельно взятого региона.
Не прошло и месяца с момента принятия закона, а он уже превратился в нечто абсолютно противоположное первоначальному замыслу. Если вернуться к тексту документа, то право предполагает всеобщее равенство перед законом, а здесь появляются весьма странные нормы. Допустим, под люстрацию попадают секретари ЦК ВЛКСМ(у), которые работали в советское время – то есть, тот же Александр Зинченко попадал бы под люстрацию. А бывшие секретари обкомов – те же Тигипко и Турчинов, которые тоже относились к партийной номенклатуре – не попадают.
Вот такие вещи, равно как и массовые изъятия пунктов о сотрудниках правоохранительной системы, подрывают доверие к закону. Это все доказывает, что он был принят сугубо в политических целях. А когда политика смешивается с правом – жди беды.
Эту беду мы и получаем. Новый тренд TrashBucketChallenge показывает: когда государство не работает, когда в стране есть условная армия, условное образование и условное правосудие, появляются люди, которые берут эти функции на себя. Иногда это люди с добрыми намерениями, например, волонтеры, выполняющие задачу по снабжению армии, которую провалила служба тыла. А иногда – проходимцы, аферисты и мошенники, работающие на собственный интерес.
То, что сейчас закон передали на рассмотрение Венецианской комиссии – результат борьбы внутри властных структур. На Банковой сидят не дураки, они понимают, что закон слеплен на коленке и возникнут колоссальные проблемы с его применением. То, что успешно прошло двадцать лет назад в Чехии, для страны, которая находится в состоянии войны, может превратиться в катастрофу.
Понятно, что очищать власть необходимо, но все-таки несколько иным способом, восстанавливая доверие к правоохранительной системе и государственным институциям. Чтобы не быть голословным: сегодня у гаишников торжественный день – с 1 октября включают фары. И вот уже у въезда в один районный центр выстраивается очередь на оформление протоколов. Раз гаишники вышли на работу – значит, появился план - коррупционная система вновь заработала. И сколько бы Аваков не писал постов в Facebook о реформах МВД, реальность свидетельствует совершенно об ином. Даже если мы люстрируем этих, завтра придут другие и будут делать то же самое. Проблема не только и не столько в людях, занимающих правительственные кабинеты. Нужно менять систему, но принятый закон – едва ли не худший способ это сделать.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки