Может ли Украина пережить дефолт?
Во времена Майдана очень много говорили, что "злочинна влада" набрала много долгов и в Украине может произойти дефолт. Хотя в действительности в 2013 году показатель государственного долга к ВВП был всего на уровне 42%. Зато теперь, когда те, кто выступал тогда на Майдане, стали нашей властью, МВФ ожидает по итогам 2014 года уровень госдолга к ВВП около 100%.
Фактически новая власть, пришедшая благодаря Майдану, за полгода увеличила долговую нагрузку Украины более чем в два раза. И если во времена Майдана дефолтом пугали, то теперь дефолт стал реальностью.
На данный момент действительно в США соотношение госдолга к ВВП 102%. Но это США, они могут себе такое позволить. Но Украина не США, и она не умеет, как США печатать доллары. По меркам МВФ, даже когда показатель госдолга вырастает больше 60% к ВВП, это уже считается повышенным риском. И теперь Украина полным ходом движется к положению Греции и других стран мира, где госдолг стал суперпроблемой.
Надо сказать, что Украина в 1998 году уже пережила технический дефолт. Тогда правительство Украины ОВГЗ на сумму около 700 млн. грн переоформило на новые КОВГЗ, которые в конечном итоге погасили в 2003 году, хотя первоначально по ним нужно было заплатить еще в 1998-1999 годах. Для большинства украинцев этот технический дефолт оказался незаметным, так как физические лица-владельцы ОВГЗ имели право погасить эти ценные бумаги на старых условиях, без необходимости замены.
Теперь ситуация несколько другая. Тогда Украина была должна по гривневым ОВГЗ, теперь очень много валютных долгов. Только еврооблигаций в 2015 году Украине нужно будет погасить на сумму около 6,5 млрд. долл. А еще остаются долги по старым кредитам МВФ и по кредитам, которые ранее брали у ЕБРР и Мирового банка, а также в русских банках под газовые контракты. Валюты нужно много, а ее катастрофически не хватает. На данный момент золотовалютные резервы около 16 млрд. долл., но если отнять все платежи по внешним долгам, которые нужно будет погасить за следующий год, то остается всего 3 млрд. долл. золотовалютных резервов. Конечно, никто не собирается все внешние долги погашать только за счет золотовалютных резервов, но риск существует, и он довольно таки большой.
Поэтому Украина может действительно допустить уже не технический, а полный дефолт, как это очень часто любит делать Аргентина или Мексика и другие латиноамериканские страны. Та же Аргентина фактически установила антирекорд – каждое десятилетие по дефолту. Поэтому у них опыт дефолтов большой.
Если проанализировать все ранее прошедшие дефолты в Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии, в Африке и России, то можно выделить несколько методов решения проблемы дефолта.
Первый путь, который больше всего используется, это когда старые долги, которые состоят из еврооблигаций и внешних кредитов переоформляются в новые ценные бумаги, которые в мировой практике называют облигациями Брейди. Понятно, что отношение к этим ценным бумагам, такое, как к любой "мусорной ценной бумаге". Они очень дешево стоят и спрос на них невысокий. Хотя ставки по таким ценным бумагам, как правило, выше, чтобы успокоить клиентов которые их получили. В свое время Мексика свои внешние долги оформила в облигации Брейдли со сроком обращения 30 лет. Сами понимаете, что владельцы этих ценных бумаг были не в восторге, от такого обмена.
Как правило, обмен одних ценных бумаг на другие осуществляется с частичным погашением ценных бумаг, или, наоборот, с дисконтом, когда часть долга списывается. При этом страна допустившая дефолт, берет на себя обязательство уменьшить государственные расходы, чаще всего за счет уменьшения пенсий и заработной платы бюджетным работникам. Так поступила Греция. Кроме того может быть требование заморозить или реструктуризировать долги финансового сектора. Это могут быть и межбанковские кредиты, которые получили банки от нерезидентов, и валютные депозиты, которые юридические и физические лица разместили в банках. Такое сделали в Аргентине и Бразилии. Аналогично поступили в России, когда в 1998 году реструктуризировали долги перед физическими и юридическими лицами по проблемным банкам в ценные бумаги.
Второй путь в свое время применил Аргентина, когда она за часть долга рассчиталась акциями государственных компаний. А для того, чтобы кредиторы согласились на такой обмен, акции менялись на еврооблигации с дисконтом. Размер дисконта был разный от 25 до 75% от номинала, в зависимости от эмитента. Хотя, Аргентина тут предприняла хитрый трюк. Лица, получившие акции были обязаны еще внести в капитал этих компаний как минимум 25% за счет выкупа акций новой эмиссии. Поэтому, тогда Аргентине удалось и долги погасить, и еще привлечь прямые зарубежные инвестиции
Третий метод – самый лучший, но не всегда возможный. Это когда правительство досрочно скупает свои долговые ценные бумаги, пока их продают с дисконтом. В результате, можно будет потом их погасить дешевле номинала. Так, например, на данный момент еврооблигации Украины со сроком погашения в 2015 году продают с дисконтом 15%, с погашением в 2017 году с дисконтом 17%. Но чтобы выкупить эти ценные бумаги, нужна валюта. А как раз валюты и не хватает. Можно взять в долг и выкупить. Но где взять в долг? Это еще тот вопрос.
Никто не говорит, что в 2015 году будет точно дефолт, но риск существует. Согласно показателям кредитно-дефолтных свопов вероятность дефолта украинских еврооблигаций около 70%. Еще есть запас до 100%, но если сейчас не предпринять быстрых и эффективных действий, то эти 70% могут не устоять.
Вот это одно из самых важных заданий для нового главы правительства Украины. Не допустить дефолта и прекратить наконец заниматься политическими интригами, а вплотную заняться экономикой Украины.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки