«Свои» на безрыбье или Мотивы донбасского голосования за «Оппозиционный блок»
Каждый голос жителя Донбасса на парламентских выборах, за кого бы он ни был отдан, по сути, был голосом в поддержку Украины, поскольку выражал готовность дальше жить в украинском пространстве. Или, по крайней мере, ориентироваться на ту или иную политическую силу, действующую в законодательном поле Украины, — а это уже связывает со всей страной.
Если человек проголосовал за «Оппозиционный блок», это еще не означает, что он симпатизирует пророссийскому сепаратизму, направленному против украинской государственности. Донбасские приверженцы «Новороссии» на территориях, подконтрольных Киеву, по всей видимости, «проголосовали» тем, что просто не пришли на эти выборы. Именно поэтому, стоит полагать, явка в этот раз оказалась в два раза меньше, чем на выборах в Раду два года назад.
В то же время следует признать, что эта категория избирателей Донецкой и Луганской областей в большей мере, чем другие региональные группы в освобожденных районах Донбасса, является целевой аудиторией «ДНР» и «ЛНР». Тем лучше, что эти люди все-таки пришли и проголосовали на украинских выборах хоть за кого-нибудь, а не проигнорировали их как «чужие».
Голосование жителей Донецкого региона за «оппозиционеров» — это выражение скептического или откровенно негативного отношения не столько к Украине как государству, сколько к майдановской повестке дня и нынешнему курсу официального Киева. То есть это разговор больше не о государственных границах, а о внутренней жизни страны, ее настоящем и будущем.
Разумеется, «Оппозиционный блок» набрал в донбасских округах значительно меньше, чем Партия регионов на прошлых парламентских выборах. На сей раз многие местные избиратели, наверное, были бы и рады проголосовать за каких-нибудь новых «своих», но лучше «оппозиционеров» для этой роли они, видимо, не нашли.
«Чужие» политические силы, несмотря на то, что они стали за последнее время заметно ближе для донбасской общественности, чем раньше (о чем ярче всего свидетельствуют показатели Петра Порошенко по Донетчине и Луганщине на последних президентских выборах и его блока в этой парламентской гонке), по-прежнему остаются для большинства жителей региона «чужими».
Здесь можно сослаться на ментальную специфику избирателей, которая не меняется за несколько месяцев или даже лет, а то и десятилетий. А можно спросить и у «чужих», почему они в очередной раз не постарались стать для большинства Донбасса «своими» или «не совсем чужими». В случае же с политсилой Порошенко нужно учитывать, что ей в Донецком регионе на этих выборах в заметной степени помог фактор действующей власти.
Возвращаясь же к теме «Оппозиционного блока», стоит отметить, что с этой парламентской силой связаны две основные перспективы, о которых мы говорили еще в сентябрьском материале «»Не так!» по-новому» (day.kiev.ua/uk/blog/politika/ne-tak-po-novomu).
Возможность. Через «Оппозиционный блок» многие жители Донбасса могут интегрироваться (вернуться) в украинскую общественно-политическую реальность. Кроме того, наличие значительной фракции «ОБ» в новом парламенте дает сигнал населению оккупированных донбасских районов — мол, в послемайданной Украине могут быть «свои» силы.
Угроза. Это — скрытая или не очень парламентская игра «оппозиционеров» в кремлевскую кассу. Или на общефракционном уровне, или же на уровне отдельных спикеров блока. С другой стороны, едва ли самим «оппозиционерам» подобная игра принесет в стратегическом плане какие-то серьезные политические или экономические дивиденды.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки