MENU

Кому выгодно сожжение «Жовтня»

6072 0

Задержание первых подозреваемых в поджоге кинотеатра Жовтень не остановило споры об истинных причинах произошедшего. Многие активисты продолжают отстаивать версию о том, что за поджогом стоит месть некоего застройщика руководству кинотеатра, не желающего идти на уступки крупному капиталу. При этом идеологическая ориентация и организационная принадлежность задержанных ультраправых хулиганов практически не озвучивается. А ведь еще совсем недавно сообщалось, что милиция официально рассматривает и такую диковинную версию поджога, как «разборки в ЛГБТ-сообществе». То есть, милиция наконец осознала, что гомофобия – лишь следствие латентной гомосексуальности, и сделала вывод, что Жовтень могли поджечь скрытые геи, которые никак не могут смириться со своей ориентацией?

На самом деле, сведение пожара в Жовтне к одной из возможных версий не дает полную картину этого преступления. Только взятые вместе, все эти версии помогут получить представление о сожжении Жовтня как модели происходящего в украинском обществе. Ведь ничего взаимоисключающего во всех этих предположениях нет. Речь даже не о том, что застройщик вполне мог нанять (или просто спровоцировать) ультраправых отморозков, чтобы избавиться от неудобного сооружения и отвлечь внимание от истинных мотивов поджога. Дело скорее в том, что радикальные консерваторы, традиционалисты и националисты, как уже не раз случалось, сыграли на руку преступному бизнесу, который уничтожает культуру и разрушает общество.

Практически всю недавнюю историю украинской культуры можно описать как противостояние между независимыми культурными сообществами и союзом оголтелых консерваторов и коррумпированной власти. Самым ярким примером этого союза остается деятельность «комиссии по защите общественной морали». Не секрет, что за мнимой заботой о несуществующей «общественной морали» всегда стояли чисто финансовые механизмы. В сферу интересов комиссии всегда входил, к примеру, контроль за телевизионным контентом, который создал бы необъятное пространство для коррупционных схем.


С приходом к власти команды Януковича забота об «общественной морали» отошла на второй план, так как в ход пошли гораздо более грубые механизмы давления на культуру. Приглянувшаяся власть имущим недвижимость легко отжималась (самый яркий пример – уничтожение Музея истории Киева). Государственная политика навязывания «духовности» все более нагло вторгалась в культурную жизнь именно в формате экономической цензуры. Символом культурной политики времен Януковича навсегда останется уничтоженная работа Владимира Кузнецова на выставке «Великое и величественное» в Художественном Арсенале. В результате скандала директор Арсенала Наталья Заболотная призналась, что была вынуждена просить деньги на деятельность своей институции у представителей Московского патриархата, что пагубно отразилось на ее политике.

Какие формы может принять давний союз консервативных фанатиков с новой властью после Майдана? Ситуация с Жовтнем позволяет спрогнозировать довольно устрашающую картину. Почувствовав силу, безнаказанность и пассивную поддержку «гражданского общества», радикальные националисты начинают использовать тупую силу по отношению к неугодным явлениям культуры. Попытка искусствоведов в форме Правого сектора сорвать еще один показ в рамках фестиваля Молодость на следующий же день после сожжения Жовтня показывает, что насильственное наступление на культуру может происходить быстрее, чем кажется многим.

Кто окажется в выигрыше от бурной деятельности блюстителей морали? В первую очередь – те, кому мешает существование независимых культурных институций, препятствующих реализации крупных бизнес-проектов. Те, для кого сожжение Жовтня - подарок судьбы, преподнесенный ультраправыми недоумками. Кто знает, может быть, общественное внимание к этой истории скоро утихнет или отвлечется другими катастрофическими событиями, и на месте Жовтня таки удастся воткнуть бизнес-центр или, на худой конец, мультиплекс?

В любом случае, рецепт для нового поколения рейдеров готов. Понравилось помещение? Сообщите ряженым радикалам, что там собираются секс-меньшинства. А если таковых не найдется – не беда, есть много других раздражающих факторов, которые не нравятся отморозкам.

Алексей РАДИНСКИЙ для Нового времени


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини