Почему Украина не Сингапур?
Кабинету Министров приходится решать прямо противоположные задачи: стабилизировать экономику Украины, которая падает в пропасть, и наполнять бюджет для выполнения социальных обязательств и войны на Востоке.
Традиционно для роста экономики используют доступность банковского кредитования с невысокими процентами в условиях низкой инфляции, невмешательство контролирующих и правоохранительных органов в бизнес, выгодный обменный курс национальной валюты, стимулирование развития продукции с высокой добавленной стоимостью, стимулирование экспорта, приход иностранных инвестиций.
Из перечисленного выше в настоящее время в стране нет ничего. Есть только рабочая сила, которая впервые за последние десять лет стала, по ряду причин, действительно недорогой.
В Украине малый и средний бизнес никогда не полагался на государство. Государство обирал крупный бизнес. Весь государственный механизм всегда играл в унисон с частными монополиями. Такой концентрации капитала как в Украине не было нигде в Европе, даже Россия осталась позади нас. Сама по себе концентрация капитала ничего плохого не несет, за исключением того, что в Украине несколько десятков человек фактически контролировали экономику, забирая из нее всю кровь, т.е. все деньги.
Революцию 2014 года вытянул на своих плечах малый и средний бизнес. Именно он сейчас продолжает снабжение армии и Национальной Гвардии на Востоке. Таким образом, с экономической точки зрения, бизнес платит дополнительный налог.
В условиях ежедневно растущего курса валют, невозможности купить эту валюту, двузначную инфляцию, отсутствие стороннего финансирования, обрушения продаж на ряде рынков правительство сделало ряд правильных шагов. Во-первых, ввело мораторий на проведение любого рода проверок за исключением налоговых, и второе – освободило бизнес от коррупционной составляющей. На несколько месяцев бизнес почувствовал облегчение в виде прекращения давления на бизнес со стороны правоохранителей, налоговой и таможни.
Казалось бы, удивительно, как может инфляция в катастрофических условиях составить всего каких-то 15% за год? И ответ напрашивается сам по себе: коррупционная составляющая в Украине составляет от 15 до 30% от стоимости продукции. И когда государство прекратило вмешиваться в экономику, то высвободились внутренние резервы.
Но чудо не бывает вечным. Уже в октябре все снова ощутили на себе дыхание старой системы: налоговая начала снова игры с НДС, таможня безбожно завышает таможенную стоимость. То, что в последний месяц творится на Южной таможне, не было даже во времена Януковича. До окончания моратория на проверки бизнеса осталось меньше месяца. Как господин Яценюк собирается строить баланс в государстве остается загадкой. Законы экономики, как и законы физики, одни для всех.
А опыт Сингапура показывает, какой богатой может стать страна и ее люди, а не только “элита”, в условиях полной экономической свободы.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки