MENU

Разделение сиамских близнецов

6508 12

С человеком можно рассориться вдрызг, отстраниться от него и больше никогда не видеться — к взаимному или одностороннему удовольствию. Со странами все иначе. Они остаются на местах и в плотном соприкосновении, несмотря на ссоры, войны и взаимную неприязнь народов. Мы знаем это по Израилю и Палестине, Ирландии и Англии, Южной Корее и ее северному близнецу-брату, по многим другим границам, воспаленным от вражды.

Сегодня в обществе очень популярна мысль о прекращении всех контактов с Россией. Говорят, на востоке у нас теперь пространство, населенное исключительно вражьей силой, и надо всячески отгораживаться от нее: стенами, барьерами и гуманитарными преградами.

Резон тут есть. После многовекового смешения истории и этносов не мешало бы разойтись на некоторое расстояние. Для Украины, почти полностью растворившей себя в Российской империи и СССР, польза очевидна. Мы вложили в не принадлежащее нам государство слишком много. Взамен получили кукиш. Земля, вырастившая замечательные плеяды полководцев, философов, конструкторов, ученых, обогатила чужую историю и культуру.

Мы израсходовали полтавские месторождения газа для обогрева Союза и разведали уренгойские, которыми сейчас нас же шантажируют. Мы несли на себе бремя войны, строили города и промышленность Сибири, но в последний день Союза, Российская Федерация обокрала наших граждан, переведя из активов «Сбербанка УССР» все вклады на сумму, эквивалентную 150 млрд долларов. Деньги, равные нескольким годовым бюджетам Украины, исчезли в Москве.

Об этом нельзя забывать, как и о происхождении Г.Сковороды, Н.Гоголя, С.Королева, И.Сикорского и сотен других ярких талантов, приписанных к не нашему куреню. Так что нынешняя война, разводящая нас по разные стороны фронтов, заключает в себе несколько смыслов.

Один — олицетворяет итог многолетней конфронтации, в которой спутаны все сюжеты политических детективов прошлого столетия. Провокации на острове Тузла, шантаж и отравления украинских президентов, сговор элит, теневой бизнес первых лиц — захватывающий материал для остросюжетного повествования. Убийство Гонгадзе, пленки Мельниченко, отравление Ющенко, тимошенковские и харьковские соглашения связаны с Москвой простыми и сложными узлами интриг. Как заманчиво разрубить их одним махом. Как хочется исторического развода, чтобы наглухо закрыть дверь нашего дома.

Но есть и другая реальность. В Украине живут миллионы этнических россиян и народов других национальностей, которые, относят себя к русскому миру. Например, в болгарских селах Одесской области, в Измаиле пропутинские настроения, как московские телеканалы. Не то, чтобы овладели массами, скорее их не оставили. Поэтому идею наглухо закрытой двери к восточному соседу здесь не воспринимают.

Наконец, уровень взаимозависимости наших экономик слишком высок для комфортного опускания железного занавеса. Тот же Евросоюз не позволит нам закупорить газовую трубу. Энергетические сети, топливо для атомных станций, транспорт, сырьевые источники, оборонные предприятия и многое другое все еще находятся в состоянии сиамских близнецов, разделить которых пока невозможно с гарантией сохранения жизни обоим.

К тому же, длина наших необорудованных границ составляет почти 2300 километров, и чтобы сделать эту линию реальной преградой контрабанде, незаконному передвижению людей, техники, и возможным провокациям, надо создавать демилитаризованную зону, наподобие той, что отделяет Южную Корею от КНДР. Там на 241 километр затратили миллиарды долларов. И это только инженерно-технический проект. А нам придется переселять десятки тысяч людей. Для страны, где нет дорог между крупнейшими городами, — авантюрная затея.

Что же делать, если хочется отделиться, а средств возможностей для этого нет?

Наверное, для начала стоит разделить политику. Когда-то президент Л.Кучма написал книгу «Украина — не Россия». Но все остальное, сделанное правительствами и дипломатами при нем, вряд ли можно назвать закрепление суверенитета. На демаркацию границ воли не хватило! Вместо книги надо было писать и выполнять программы политической, культурной и экономической идентификации украинского государства. Но тогда же мы не размышляли, как сейчас.

Нам нравилось считаться сиамскими близнецами. И хотя один шпынял другого и претендовал на роль отца, все же состояние родства доминировало. Однако когда обстоятельства вынуждают жить рядом, то потребность в определении многих вещей возрастает, как на коммунальной кухне опознавание собственных кастрюль.

В происходящем сегодня есть и пассивная вина украинской стороны, не пометившей свои кастрюли с четкой определенностью для постороннего взгляда. Это мы делаем только теперь. Причем, уже понимая, что вооруженную защиту своих территорий нельзя обеспечить без идеологической защиты украинской идентичности.

Тут приходится учитывать российскую ментальность и все нынешние особенности нашей совместной конфронтационной жизни. Ведь не для себя свою песню поем. Оказывается, живем, как в океане. В разных социальных слоях своя температура. Солдаты и офицеры воюют, генералы договариваются, политики действуют по ситуации, бизнесмены торгуют, родственники ссорятся, интеллектуалы обеспечивают моральную поддержку, политологи и журналисты пропагандируют.

Можно ли в таких условиях говорить о перспективах изоляции, или сотрудничества? Нет. Потому, что оба этих состояния требуют времени и других измерений. Украинским «киборгам» в донецком аэропорту незачем размышлять о международных отношениях. Им надо выиграть бой и выжить. Но интеллектуалам стоит обозначить хотя бы контуры будущего украинско-российского соприкосновения во времени и пространстве. Война рано или поздно завершится и придется выстраивать новую систему отношений с Россией. К прошлому возврата нет, за закрытой дверью не отсидимся и будущее — туманно.

Европейские и американские коридоры власти тоже хранят тишину по поводу ожидаемых контуров украинско-российских границ на земле и в сознании. Самое время нам взять инициативу в руки и предложить свое видение мирного сосуществования двух стран. Пусть его не примет противоположная сторона, но путь будет ясен для своих и чужих. И возможно, наши намерения приумножат количество друзей на границах и вдали от них.

Да и сам наш сиамский партнер за спиной рано или поздно поймет выгоды разделения. Кстати, по физиологическому типу срастания органов и конечностей однояйцовые родственники делятся на десятки типов. Мы с Россией похожи на илиопагов, тех, у кого срослись только спины с ягодицами. То есть разделение возможно без ущерба для здоровья. Просто мы об этом знаем, а они пока нет. Вот и надо объяснить.

Александр ПРИЛИПКО


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини