MENU

«Доктрина Путина»: Севастополь, Киев, Царьград...

7053 9

4 декабря Владимир Путин в своем ежегодном президентском послании Федеральному Собранию РФ, не сказав ни слова о коррупции и порадовав публику фантастическими 4 % инфляции (вместо реальных 10-12 %), значительное внимание посвятил всесторонней аргументации аннексии Крыма. Оказывается, все там было сделано вполне легально и правильно - так как решение, мол, приняла легитимная Верховная Рада АРК, избранная (впрочем, так и хочется сказать - предназначенная) при Януковиче из его маленьких двойников. Но главными в послании оказались не формально-правовые, а совсем другие аргументы. Которые являются обоснованием дальнейшей российской территориальной экспансии. Цитирую на языке оригинала, чтобы не потерять ни одного нюанса.

«Для нашей страны, для нашего народа это событие имеет особое значение. Потому, что в Крыму живут наши люди, и сама территория стратегически важна, потому что именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь. Наряду с этнической близостью, языком и общими элементами материальной культуры, общей, хотя и не очерченной тогда устойчивыми границами территорией, нарождающейся совместной хозяйственной деятельностью и властью князя христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного восточнославянского мира. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это даёт нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм», - заявил Путин в Георгиевском зале Кремля.

Заявление просто-таки потрясает в смысле его «соответствия» историческим реалиям и должно «поставить дыбом» отечественных, и не только, политиков в плане противодействия четко обозначенным в нем дальнейшим направлениям российской агрессии.

Прежде всего по поводу употребления слова «русский» относительно событий Х века. Выдающийся исследователь культуры древней Руси академик Дмитрий Лихачев предлагал в 1990-х ввести в русский язык слово «русьский» для обозначения реалий не только до монгольского времени, но и исторической эпохи до Куликова поля. Не согласился с ним официозный филологический корпус: а как же тогда в России приписывать себе украинскую и белорусскую, а заодно и молдавскую, литовскую, латышскую, эстонскую и финскую историю (так как предки этих народов или прямо входили в состав древнерусского государства, или платили ему дань)? И сейчас эта казенная филология позволяет Путину говорить о «русских летописцах», хотя они сами себя таковыми не считали. Нестерова «ПовЂсть времяньныхъ лЂтъ» - если транскрибировать это название, как оно читалось в стольном Киеве, то получится «повесть времяньных лет», - рассказывала, откуда пошла «руска? земл?», иначе говоря, «руська». А «князь Владимир» с путинского послания - это «Володимеръ» или же - в киевском прочтении - «Володимер» этой летописи.

Однако это мелочи по сравнению с тем главным, что содержится в этом фрагменте послания. Оказывается, уже в Х веке на Руси существовали общий язык (хотя на самом деле - только книжный, так называемый церковнославянский, созданный на основе болгарского) и «зарождавшаяся совместная хозяйственная деятельность» (это во времена доминирования натурального хозяйства и локальных раннерыночных сообществ - не случайно же инициатива князя Владимира чеканить свои монеты получила продолжение только к концу второго десятилетия ХІ века - вскоре наступил так называемый «безмонетный период»). А если существует общая культура, территория, язык и экономика - то какой тип сообщества, согласно товарищу Сталину, формируется на основании этих факторов? Правильно, нация! Вот Путин и заявляет о том, что в «формирование единой русской нации и образование общей государственности ости» были включены «самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного восточнославянского мира». Другими словами, от молдаванина до финна...

Поэтому «исторические» территориальные границы «единой русской нации» и «единой государственности» очерчены, поэтому каждый агрессивный акт и каждую аннексию чужой земли теперь Кремль, очевидно, будет аргументировать согласно с только что провозглашенной «доктриной Путина»: мы не захватывают чужое, мы возвращаем свое, это все земли «многоликой, но монолитной русской нации».

Но в арсенале президента РФ не только те аргументы, где изобилует дух товарища Сталина; он прибегает и к сакрально-символическому обоснованию агрессии. Об этом он прямо говорит в послании Федеральному Собранию - мол, для нас Севастополь - как Храмовая гора в Иерусалиме, ведь «именно здесь находится духовный исток». Еще более развернуто это обоснование прозвучало месяц назад, на встрече с молодыми учеными и преподавателями в московском Музее современной истории России. Тогда Путин заявил: «Если мы совсем туда, в глубокую историю, залезем, то мы посмотрим там <…> как развивалось потом Русское государство, как оно складывалось, возникло и как оно развивалось. И там нет ни одной проигрышной для нас позиции, начиная с того, что Крым для русских – я сейчас говорю именно об этой части нашего многонационального народа – русских, о православных людях – имеет и некоторое сакральное значение. Ведь именно в Крыму, в Херсонесе, крестился князь Владимир, а потом крестил Русь. Изначально первичная купель крещения России – там. И Херсонес – это же что? Это Севастополь. Вы представляете, какая связь между духовным истоком и государственной составляющей, имея в виду борьбу за это место: и за Крым в целом, и за Севастополь, за Херсонес? По сути, русский народ много веков борется за то, чтобы твёрдой ногой встать у своей исторической духовной купели. <…> …Очень много в духовной части жизни Крыма связано с Россией вообще. Я имею в виду наших великих писателей, художников, которые жили и творили в Крыму. Это неотъемлемая часть нашей культурной жизни, нашего культурного кода».

Вообще-то аргументы такого рода хорошо подошли бы для эпохи крестовых походов: завоевать Иерусалим, освободить от нечестивых Гроб Господний, взять под свой вооруженный контроль «духовные истоки»... Или для императоров «Священной Римской империи германской нации», которые пытались завоевать Священный город - Рим. Хотя их использовали и в ХХ веке - когда нацисты готовились маршировать по Европе и когда Слободан Милошевич готовил этническую чистку в Косово, потому что, видите ли, не имеют права какие-то поляки претендовать на «изначально Ганзейский город Данциг», а какие-то албанцы населять города, которые в ХIII веке были резиденциями сербских королей и патриархов... Впрочем, разве не известно, чем это все закончилось для крестоносцев и императоров, Гитлера и Милошевича? Или же Путин хочет повторить пройденное?

Собственно, Российское государство уже пробовало завоевать главный Священный город православного мира - Константинополь (ныне - Стамбул). В первой половине 50-х годов XIX века это привело к Крымской (Восточной) войне, в которой Россия потерпела катастрофическое поражение. В 1914 году, способствовав началу Первой мировой войны, и российские власти, и значительная часть российской интеллигенции так же стремились «к истокам» - ведь именно в Константинополе крестился (задолго до Владимира) киевский князь Аскольд, там приняла христианство бабка Владимира - княгиня Ольга. Собственно, этот город является не менее сакральным для Руси, чем Херсонес. Но какой результат имела идея «войны за Константинополь до победного конца, чтобы водрузить крест на Святой Софии»? Революцию 1917 года, а затем - приход к власти большевиков. И целые океаны крови - в течение десятков и десятков лет...

Но что Путину до пролитой во имя геополитических грез крови? Последний год наглядно доказал его готовность действовать агрессивно, не слишком учитывая человеческие страдания и смерти. Поэтому волей-неволей вспомнишь, что Киев хотя и потерял в нынешней российской мифологии статус «матери городов русских» (теперь это мелкое поселение на окраине Хазарского каганата, которое значительно уступает Старой Ладоге и Новгороду, некое средоточие «жидобандеровцев» древних времен), но все же остается одним из священных городов христианского мира, «вторым Иерусалимом». И на месте Эрдогана следовало бы поостеречься... Более того, и Париж, и Берлин, и Монте-Карло - это «неотъемлемая часть духовного кода», не так ли? Иными словами, в послании Федеральному Собранию президент России отметил, что он не собирается прекращать территориальную экспансию и идти до конца.

Сергей ГРАБОВСКИЙ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини