Автоматизация беспорядка
Советский Союз болел многими болезнями, но две были главными, если так можно сказать, всепоглощающими: тотальная секретность и такая же тотальная показуха. К ней примыкает тотальная гигантомания как разновидность показухи.
С секретностью все более или менее ясно. Все скрывалось от советского народа. Весь мир знал, что главным конструктором ракет для космических аппаратов был Сергей Королев. Об этом писали все газеты мира, об этом говорилось и показывалось с экранов телевизоров, и только для советских людей он до своей кончины на операционном столе оставался сверхсекретным Главным Конструктором. Анекдот, но когда Королев заболел, и его поместили в больницу, американские астронавты прислали лично для него лекарства. Они прекрасно знали, кто конструирует советские ракеты для спутников.
Показуха не коммунистическое изобретение. Известна гораздо раньше времен Очакова и покоренья Крыма. О потемкинских деревнях узнали еще до прихода советской власти. Тем не менее, передовой царский опыт был не только заимствован, но и доведен до логического конца. Ради показухи строились гигантские паровозы, для которых не было ни путей, ни составов, ни станций. Огромные самолеты преодолевали расстояние до Америки, но состояние авиации было плачевным. В годы Второй мировой войны выпустили более ста тысяч самолетов, но такого низкого качества, что половина потерь среди летчиков на фронте пришлась на небоевые.
Второй частью показухи были огромные приписки. Как оказалось, никаких ста тысяч самолетов в годы войны советская промышленность не выпустила. Для этого банально не хватило бы алюминия даже с учетом значительных поставок союзников.
Как учили коммунисты, советская плановая экономика гораздо прогрессивнее анархичной капиталистической, потому что централизованная и все учитывающая. К тому же и планирующая все вплоть до последнего гвоздя. Только почему-то в отсталой капиталистической не было дефицита, а в советской передовой он был всеобщим. Даже в святая святых — военно-промышленном комплексе его хватало с избытком.
С появлением компьютерной техники производство на Западе стали автоматизировать. Идеологом таких систем выступили Стаффорд Бир и Уильям Эшби. Их книги были переведены на русский язык, инженеры зачитывались ими как детективными романами. Стаффорд Бир даже частично воплотил свои идеи, когда разработал и осуществил государственную систему управления в Чили во времена президента Сальвадора Альенде. Его система Киберсин прекрасно себя показала, но довести ее до конца помешал государственный переворот Пиночета.
В СССР тоже занимались такими системами. В частности в Киеве под руководством академика Виктора Глушкова. Сейчас мало кто помнит аббревиатуры АСУ ТП и АСУП — автоматизированные систему управления технологическим процессами и производством соответственно. Если первые иногда даже удавалось внедрить, то со вторыми была просто беда.
Полная неразбериха и тотальные приписки могли свести с ума любой компьютер. Концы с концами никогда не сходились, так исходные данные в систему задавались изначально неправдивые. В результате данные АСУП противоречили реальности. Всегда продукции выпускалось меньше, чем выходило по данным компьютера. Директора писали отчеты о внедрении, на заводы и учреждения поставлялись ЭВМ, на которых в лучшем случае считали зарплату. Даже бухгалтерский учет старались не автоматизировать. Огромные деньги уходили в песок, но как красиво все звучало на партхозактивах в отчетах о внедрении новой техники.
Все это вспомнилось, когда пришли сообщения об открытии в Москве Национального центра управления обороной. В нем слились в неразрывном единстве все советские рудименты: показуха и ее родная сестра гигантомания. И лозунг «Догнать и перегнать».
Огромное здание, углубленное в землю на десятки метров, возведенное в рекордные сроки. В этой части обошлись без стахановцев, но еще не вечер, кого-то обязательно наградят. Гигантские залы, способные принять и обезопасить в случае необходимости одновременно Совет безопасности и весь Генштаб с другими федеральными органами власти, связанные с обороной. Сотни мониторов, по которым операторы дежурной смены день и ночь получают бесчисленные данные о состоянии всех без исключения частей и соединений вооруженных сил. Сотрудники центра в режиме реального времени будут по видеоканалам наблюдать, как идет строительство важнейших объектов. Вплоть до того, как подаются кирпичи и бетон на строительную площадку. Такой всеобъемлющий и абсолютный контроль требуют и соответствующих ресурсов.
На такое чудо современной техники приехал посмотреть сам Верховный главнокомандующий и президент страны Владимир Путин. К его приезду всех основательно погоняли, проверили как выучили свои роли и как будут отвечать высокому начальнику на его вопросы. Заодно со всех компьютеров и мониторов сорвали этикетки иностранных производителей, а где это оказалось затруднительным, то просто замазали.
О задачах и возможностях Национального центра управления обороной верховному доложил только что назначенный начальником комплекса генерал-лейтенант Михаил Мизенцев. По его словам, основой программно-аппаратного комплекса является система унифицированных, территориально-распределенных, дублирующих друг друга мощных центров обработки данных. «Их суммарная вычислительная мощность превышает показатели аналогичной системы обработки данных Пентагона в три раза, а объем хранимых данных — в 19 раз».
Так вот оказывается для чего все это было задумано и во что было вбухано столько денег. Не для того, чтобы жила страна родная и не ведала забот о своей обороны, за которой денно и нощно будут наблюдать операторы центра on-line. Важно было утереть нос зарвавшимся янки с их Пентагоном, Intel, Google и Microsoft с Apple в придачу. Когда еще американский конгресс выделит своему Пентагону столько денег и будут они Россию догонять. Пока же непобедимая и легендарная еще что-нибудь построит и опять в 19 раз больше, быстрее. Насчет лучше уже как получится. Зависит от компьютеров, которые к тому времени будут выпускать на Западе и разрешат ли их продать после введения санкций.
Как написал в «Ежедневном журнале» известный российский военный обозреватель Александр Гольц, Путин рассказал об успехах, одержанных в деле военного производства. В частности, в Ракетные войска стратегического назначения было передано три полка ракетных комплексов «Ярс». Надо полагать, что это очень большая цифра. Однако буквально через час заместитель министра обороны по вооружениям Юрий Борисов в ходе коллегии рассказал, что в войска поставлено всего пять межконтинентальных баллистических ракет (МБР).
Не отходя от кассы, простите, тут же в центре Путину в видеоотчете военного ведомство доложило про 16 МБР. Как из такого количества ракетных комплексов то ли 16 то ли 5 можно сформировать три полка осталось вне видеоотчета.
Вот тут и начинается Советский Союз с его АСУ. Потому что заместитель министра обороны Борисов показывает цифры в три (!) раза меньшие, чем приведенные в официальном докладе Министерства обороны в режиме on-line
Очевидно обещание министра обороны Сергея Шойгу, данное в декабре 2013 года, сформировать в 2014-ом полк и два дивизиона «Ярсов», что приблизительно равно 16 ракетам, автоматизированная система посчитала выполненным. Оказывается, что все совсем не так.
Путину доложили, что в войска направлено 19 установок комплекса ПВО С-400, из которых в 2014 году будет сформировано два полка, а из доклада Минобороны следует, что промышленность выпустила только 7 комплексов.
Аналогично с кораблями. Путину докладывают на экране что передано флоту 15, по заместителю министра обороны только 6.
Компьютер и экран монитора никак не спасает от приписок и подтасовок. И чем огромней система слежения и контроля, тем больше в ней откровенно неверных данных. И никакая сверхскоростная система учета и контроля не спасет от приписок и подтасовок.
Проблема в том, что такие системы автоматизированного управления на самом деле не управляют и не информируют. Потому что из них вытащен краеугольный камень. Системы подобного типа могут принести много пользы, если они управляют упорядоченным и правильно функционирующим хозяйством. Невозможно автоматизировать беспорядок. Тем более если он носит системный характер.
Поэтому из показухи, показанной верховному следует, что никак Пентагон не укусили и не превзошли. На берегах Потомака тоже есть проблемы, но, по крайней мере, таких приписок там не наблюдается. Конгрессмены за нецелевое использование средств налогоплательщиков могут и голову оторвать, а также в тюрьму упечь на многие годы. Таких примеров много.
Говорят, что Путин из Национального центра управления обороной уехал в хорошем настроении. Превзошли американцев, хоть и на их компьютерах. Как не порадоваться.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки