Парламент превратил процедуру принятия главного финансового документа года в «бюджетодавство» - мнение
Бюджет-2015 получился настолько «скоропостижный», что политики должны говорить о нем вслух должны либо хорошо, либо ничего. Об этом пишет Светлана Залищук для Нового времени. Документ принимали между войной, дефолтом и билетами на лыжные курорты. Эти причины в разной степени оказались решающими для депутатов, которые голосовали с закрытыми глазами и двумя руками. В прямом смысле! То есть самого документа никто не видел, так как технически просто не было времени его подготовить после голосования за бюджетный и налоговый кодекс. Ну и «кнопкодавство», похоже, полноценно вернулось в раду руками Народного Фронта. В результате новый парламент превратил процедуру принятия главного финансового документа года в «бюджетодавство». Таки продавили.
Бюджет-2015 не мог получиться хорошим. Во-первых, потому что слепили его из того, чего даже не было. То есть дефицит бюджета самый высокий за последние десять лет (не только тот, что отображен в положенной графе, но и тот, что спрятан, например, в бюджете Нефтегаза), как отмечает Виктор Пинзенык, к мнению которого прислушиваются в БПП. Во-вторых, потому что стране нужны деньги на оборону и безопасность. И в этом году мы беспрецедентно повысили эти затраты. Что оправдано. И в-третьих, наша главная задача – запустить либеральные реформы, по сути значащие сворачивание государственного патернализма, который в тоже время остается главным ожиданием украинцев, как показало предновогоднее вскрытие социологией Зеркало Недели.
Все-таки мы должны признать, что главная проблема нашей экономики, это не АТО, а до сих пор старые схемы. Вчера мы приняли бюджет, достигнув многих политических компромиссов в отношении баланса этого документа. То есть глобально согласились, у кого в следующем году деньги забрать, и кому перераспределить. Но мы точно не решили главнейшую проблему бюджета-2015, экономики-2015 и Украины-2015 – коррупция в руках прокуратуры, милиции и налоговой. Контрабанда. Площадки для отмывания денег. Офшоры. Также мы публично не сформулировали стратегию, каким образом превратить олигархов в большой и честный бизнес.
Одна из отдельных историй бюджетного процесса, заслуживающая внимания– это повышение налоговой ставки на газо-нефтедобычу для наших газовых олигархов. Руководство налогового комитета даже не пыталось скрывать открытого лоббизма за низкую ренту. Стенограмма заседания налогового комитета и протокол голосования даст ответы на многие интересующие журналистов вопросы. В итоге – лоббизм не прошел. Все таки рада у нас пост-евромайданная.
Бюджетный процесс должен был ответить на один вопрос – запуститься ли экономика, сможет ли украинский средний и малый бизнес стать надежным двигателем машины, которая плохо едет. Для этого правительство снизило единый социальный взнос (до 16% для тех компаний, которые были в тени и готовы из нее выходить), ввело НДС счетов (с 1 февраля в тестовом режиме), налог от 5 до 10% на импорт, задекларировало уменьшение налогов с 22 до 9, уменьшило налоговую ставку, запретило проверку бизнеса на 2 года. Насколько эти меры сработают – покажет время.
Лично я проголосовать за этот бюджет не смогла. Как и около других 70 депутатов, которые подписали коалиционное соглашение. И это не демарш, как захотят интерпретировать некоторые. Это трезвая и публичная оценка качества парламентаризма, который мы творим своими руками. Я бы хотела проголосовать и разделить ответственность с нашим правительством и коалицией. Но это был тот момент, когда понимаешь, либо будет продолжена практика «ломать через колено», либо это колено попробуем поломать мы. Не последнюю роль во вчерашнем процессе сыграл господин Гроссмейстер, простите, Владимир Гройсман. Но его игра больше напоминала не шахматы, а карты. Кто выиграл и кто окажется в дураках будут разбираться люди по новым правилам бюджета-2015.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки