MENU

К марту Путин окажется один на один с ропщущими чиновниками и недовольной страной

4680 4

В «Слоне», «Русском журнале», «Русском мониторе», на «Русской планете», в «Новом времени», в «Гранях» - никого не забыл? – умные люди пишут прогнозы о том, как вот-вот настанет конец путинскому режиму

То ли экономика рухнет и разъярённый народ сметёт, то ли произойдёт заговор в верхах, то ли самого совесть замучит и в отставку подаст. Про украинские издания я не говорю – это само собой разумеется. Диссонансом на этом фоне звучат лишь немногие, например, Илларионов, критикующий Путина и его тысячи ошибок в отношении Украины и мира, но считающий, что империя ещё вполне сильна.

Противоположная сторона – если отбросить явный бред про «секретное оружие» или «секретный план» Путина – говорит, что «трудно, но выдержим, не впервой». Без хамона обойдёмся, будем больше родной гречки и картошки кушать. Тем более, что об этом говорит и сам Путин: как-то всё образуется, ведь образовалось же и в 2009 году, и даже после дефолта 1998-го.

Обе стороны вполне дополняют друг друга, так как сходятся в основном: что стало трудно, и что придётся затянуть пояса. Отличается лишь отношение к этим трудностям и к их возможным последствиям.

К апокалиптизму (не только в данной ситуации, а вообще, по жизни) обычно склонны те, кто воспринимает данный кризис как чуждое себе явление, как стихийное бедствие. Дескать, не мы в этом виноваты, не мы его породили – наоборот, заранее предупреждали, что дело идёт к нему, вы же могли нас вовремя послушать. Но апокалиптизм означает и то, что авторы мрачных прогнозов не видят себя в роли решателей кризиса, по одной из нескольких причин (или по всем сразу): либо не знаем, как решить, либо знаем, но не имеем средств (полномочий, власти, авторитета), либо с какого бодуна будем надрываться и решать проблемы тех, кто наше мнение в грош не ставил, обзывал либерастами и говорил «правильно», когда кого-нибудь из нас власть прижучивала?

С другой стороны, готовность терпеть сама по себе тоже проблем не решает. Это всего лишь кредит доверия тому, кто готов прийти решать проблемы. Ожидание нового вождя, так сказать. Или последнего рывка старого? Вот в последнее верится всё меньше. Путинская пресс-конференция за пару недель до Нового года – это расписка в собственном непонимании, как проблемы решать. Просто верьте, что они рассосутся. Либеральные критики Путина давно обвиняли его в том, что геополитика ему на порядок интереснее, чем экономика, которую он плохо понимает и которой пытается управлять привычными методами «спецопераций» -- вот, пожалуйста, Путин последние несколько месяцев только это и доказывает. Как о Крыме и геополитике, так задор и блеск в очах, как только разговор заходит об экономике, так взгляд тускнет, а фразы становятся общими и обтекаемыми.

Именно в этом слабость режима, а вовсе не в выходе на митинг тысяч и даже сотен тысяч недовольных. Полтора десятилетия подряд строилась вертикаль власти с ручным режимом управления – в чём Путин, безусловно, преуспел. Такой режим и сам бунтовать не будет, и другим бунтовщикам развернуться особо не даст. Опасна для такого режима лишь ситуация, когда голова сама не знает, что хочет дальше делать. Когда проблема есть, реагировать надо, а голова говорит "вы уж там разберитесь как-нибудь, не впервой". Тогда каждая новая авральная ситуация может вызвать кризис режима. Так было когда-то с ГКЧП: у них были все средства разогнать демонстрантов, пересажать их и начать внедрять жёсткими методами свою программу – но не было самой программы. Была лишь уверенность, что если прикрикнуть и поставить всех по струнке, то сразу все проблемы решатся, а новоявленные вожди могут расслабиться. Получилось же не так, как они ожидали: окрик сверху вызвал бурную активность средних и низовых органов власти, которые в горячке стали обмениваться друг с другом информацией с невиданной ранее силой, заключать и перезаключать союзы – и за два дня стало понятно, что самозваные вожди ничего не решают и никому, по большому счёту, не нужны (а смещённый ими Горбачёв так и подавно). Вон Ельцин – тот алкоголик и временами, ммм, чудак, но он пробивной и проблемы решает. Вот на него партаппарат и поставил. Хотя полгода ещё по инерции Горбачёв был суперпопулярным, ну и что ему было с того.

Так и Путина не надо свергать – надо просто подождать очередных его резких и некомпетентных движений, при которых аппарат поймёт, что в принципе без него как-то проще, чем с ним.

Путин считает, что его основная опора – бюджетники, и продолжает твердить о том, что ни за что не тронет социальные льготы, пенсии и т.п. Наверное, он их действительно не собирается трогать, а может, даже и повысит, поскребя по сусекам. Но эта «защита» сейчас так же бесполезна, как последнее обещание Чаушеску – он тоже грозился повысить пенсии. Всего лишь несколько неизбежных факторов – удорожание налога на недвижимость, удорожание коммунальных платежей, удорожание лекарств (многие из которых – зарубежные) – превратят бюджетников из его сторонников в сомневающихся и недовольных. Те начнут митинговать, но вряд ли поначалу будут требовать отставки Путина – наоборот, они потребуют у него защиты и голов виновных. А от кого защиты, кого наказывать, кого зачищать -- ближний круг? Может, и свою им голову на блюде? Нет уж, дудки, этого мы вам не позволим.

Система подсела на собственную же пропаганду и сама верит в то, что говорит её ТВ. Если Путина не любят только фашисты, значит, и эти недовольные -- тоже фашисты, а как поступать с фашистами, мы ведь все в Донбассе научились. "Ура!", воскрикнут Киселёв или Соловьёв, "бей предателей!". Может, и Кадыров поможет. Начнётся приведение действительности в соответствие с идеальной картинкой ТВ и трактатами Мединского. Что вызовет, скажем так, некоторое противодействие.

Начнут роптать и начальники на низовом и среднем уровне. В России слишком много дотационных регионов. Причём к дотационности их приучал сам Путин – чтобы легче было контролировать. А сейчас, когда со средствами стало туго, одним рывком их донорами не сделаешь и местную экономику не оживишь. Открытый бунт эти начальники не начнут – зачем? Будет так, как при распаде СССР – мухлёж, утаивание местных фондов от центра, неформальные договорённости за спиной центра. Не одни ведь национальные республики Союз на части растаскивали -- свои таможенные кордоны возводила тогда и красно-большевистская (то есть типа лояльная) Ульяновская область.

Тем временем Путин, не будучи в состоянии быстро решить внутренние экономические проблемы, возможно, захочет очередной внешнеполитической победы. Сделать каку-нибудь очень большую пакость Украине, чтобы некому было отдавать Крым и "народные республики". Но тесная интеграция Украины с Россией, здесь сыграет опять же против него – перекрытие газа осложнит отношения с европейскими потребителями и ударит по российскому бюджету. Дефолт Украины, который предвкушают пропутинские аналитики, освободит её от обязательств прежде всего перед Россией, а уж потом перед всеми остальными. Россия может добиться обвала гривны только ценой как минимум такого же сильного обвала рубля. Где и чья здесь победа, объясните мне.

Если же ДНР и ЛНР развернут наступление – к которому их сейчас целенаправленно готовят – то, как пишут уже несколько месяцев «новоросские» политаналитики, вроде Несмияна (Эль-Мюрид), в открытом столкновении перевес будет скорее на стороне Украины даже безо всякого НАТО. Сама ли, или с международной поддержкой, Украина вполне способна атаку «народных республик» отбить и даже продвинуться на их территорию. Если же допустить самый неудачный расклад для Украины, серию новых Иловайсков с продвижением войск противника до Киева и Львова, то с вероятностью 100 с лишним процентов сложится международная коалиция в поддержку страны – жертвы агрессии. Да, российским военным хочется временами поразмять мускулы, но и НАТО разминает их ничуть не реже. Путин говорит, что ему не нужно НАТО у границ – но точно так же и НАТО может возмущённо заявить, мол, зачем нам продвижение российских (или пророссийских, какая разница) «Градов», «Буков» и чего-то там ещё на запад. Наконец, в российской армии тоже есть трезвые силы. В мае этого года Путин мог ещё добиться военной победы путём вторжения, пусть даже ценой полной изоляции России -- но кто-то его настоятельно отговорил. Есть все основания полагать, что в его среде найдутся веские аргументы и против последнего довода - ядерного чемоданчика.

Уже к марту при таком раскладе Путин окажется один на один с ропщущими чиновниками и недовольной страной. Рейтинг его может быть по-прежнему высоким, а в бедах могут по-прежнему обвинять пиндосов, гейропу и фашистскую хунту, но это уже неважно, совсем не важно. Говорят, Россия не способна на майданы? Да, видимо, нет смысла ждать массовых бунтов и майданов, слабые духом действуют по-другому. Почуяв слабость Акелы, они начнут искать того сильного, к кому можно прислониться. Не того, кто объясняет проблемы, а тех, кто их решает. Не того, кто затыкает миллиардные убытки друзей субсидиями из госбюджета (и всё равно не впрок), а тех, кто в данной ситуации в прибыли и у кого рост. А такие люди есть. Из олигархов это, например, такие, как Малофеев, которые сейчас организуют снабжение «ополченцев Новороссии» - у этой группы сейчас и денег много (и сверху вынуждены периодически давать, и народная поддержка, опять же), и влияние через социальные сети, и мобилизационные способности, и оружие, и умеющие хорошо им владеть люди. Но есть и другие олигархи, которым как минимум неохота служить затычками для дыр Стерха Сакрального, тем более, что судьба Евтушенкова и предыдущие прецеденты как-то настораживают.

Сообщество решателей проблем в конце концов определится с тем, кого назначить главным решателем. Чтобы он и народ не раздражал, и для мира выглядел рукопожатным способным на перезагрузку, и в то же время клювом не щёлкал. Тот же Ходорковский вполне сойдёт -- даром он, что ли, десять лет не позволял прессе забыть о себе, да и с самыми разными партиями дружил -- вон даже коммунисты о нём слова худого не скажут. Ну а не Ходорковский, так можно и другие варианты найти. Такие же неожиданные для общественности, как сам Путин.

Не факт, что новый "решатель" России будет дружить с Украиной (с чего бы это, если в его выборе роль сыграют и «карманы» ополченцев?). Он будет прагматичнее в том смысле, что вряд ли будет откровенно лезть на рожон; но прагматизм означает и умение быть жёстким на переговорах.

В общем, у Путина, похоже, осталось от нескольких месяцев до полугода. Даже если его не сдадут в Гаагу (слишком много знает), могут, как Милошевича, отправить доживать на дачу, откуда он сам будет бояться нос высунуть. Так даже выгоднее -у него на многих зарубежных деятелей есть компромат. Россиянам придётся решать задачу, как выжить в ситуации «после Путина». Украинцам же это, по большому счёту, не так важно. Путин и другие российские вожди для Украины – всего лишь внешний фактор. Путин ударил, когда почувствовал слабость Украины. С этой слабостью и надо бороться, доводя до конца нужные реформы, и тогда никакой новый Х..ло не будет страшен.

Дмитрий ЛЫТОВ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини