Украинцы идут путем становления великой нации
У нас есть свой Египет — соседняя страна. И свой фараон с ожесточённым сердцем — хозяин Кремля.
Украинцы идут на смерть во имя Родины. На Майдане погибло больше сотни революционеров. Количество павших смертью храбрых во время войны с Россией превысило тысячу. Точных цифр пока нет, кровопролитие в зоне так называемой антитеррористической операции продолжается.
Украинский народ идёт тем же путём, который пришлось проделать каждой великой нации. Основные вехи этой страшной дороги перечислены в ветхозаветной книге "Исход". Многажды Моисей произносил перед фараоном фразу: "Отпусти народ мой". Но ожесточилось сердце фараона, сделался тиран безумен...
Боговдохновенный текст можно воспринимать как историческое свидетельство, страшное пророчество или философскую аллегорию, но в любом случае параллелей с современной украинской историей просматривается слишком много.
У нас есть свой Египет — соседняя страна. И свой фараон с ожесточённым сердцем — хозяин Кремля. И стал он безумен — бросил вызов всему миру. И кровь потекла в реках. И саранча сожрала посевы египтян — вот и падение рубля, и обвал индекса РТС.
До какой страницы украинцы дочитали Книгу? Возможно, вот до этого места: "И сказал Господь Моисею: ещё одну казнь я наведу на фараона и на египтян…". Дальше — скитания по пустыне, испытания золотым тельцом, тяжкий труд. А где-то далеко, за горизонтом — земля обетованная, в которой текут молоко и мёд.
Мы обязаны дойти. Таков наш долг не только перед будущими поколениями, но и перед теми, кто пролил кровь.
Всё значение народного подвига историки и поэты осмыслят лишь спустя десятилетия. Смыслов откроется множество: сакральных, философских и исторических.
Пока можно лишь подвести первые итоги.
- Обретение свободы. Украинцы доказали, что их невозможно запугать. Чем жёстче власть реагировала на протесты, тем радикальнее и масштабнее становилось восстание. Чем агрессивнее вела себя Москва по отношению к Киеву, тем больше граждан записывалось в добровольцы или присоединялось к волонтёрскому движению.
"Единственно рискуя жизнью, можно получить свободу", — писал немецкий философ Фридрих Гегель. Под свободой он понимал не царство возможностей в обществе потребления, а базовое качество человека, отличающее его от животного. По Гегелю, люди по природе своей делятся на рабов и господ.
Первые не готовы рисковать жизнью, вторые — готовы. Благодаря подвигу Небесной сотни и погибшим солдатам рабами перестали быть все украинцы.
- Осуществление исторического выбора. Революция достоинства началась с того, что тысячи украинцев вышли на улицы Киева в знак протеста против политики Виктора Януковича, направленной на присоединение Украины к Таможенному союзу.
У миллионов украинских граждан Таможенный союз ассоциировался с реинкарнацией СССР. Украинцы порвали с прошлым. И выбирая между европейским и так называемым "евразийским" векторами развития выбрали именно европейский.
Отныне "светлое будущее" — не призрак коммунизма или ожидание "русскомирского царствия Божьего на земле", а конкретный проект. Первые шаги по реализации этого проекта уже сделаны: подписано Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, в стране начались реформы, нацеленные на полноценное вхождение Украины в семью европейских держав.
- Рождение нового человека. Каждая эпоха порождает свой тип человека. Скажем, героем раннесоветского периода были революционеры, участники Гражданской, затем — ветераны Великой Отечественной, ну и, конечно, над всеми советскими людьми довлел коллективный символ, воплощённый в скульптурной композиции Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". В 1990-е годы на сцену общественной жизни вышел очередной тип пассионария — предприниматель: мелкий, средний и, особенно, крупный.
За последний год в Украине появились свои герои нового времени: майдановцы, воины, волонтёры. Кто-то из них уже успел стать народным депутатом, кто-то получил государственные награды, кто-то пока остаётся в тени. У всех этих людей особая роль: они многое сделали, но им предстоит сделать ещё больше, когда вчерашние фронтовики станут строителями новой страны.
- Появление национальной идеи. В борьбе против оккупантов и террористов стёрлись существенные региональные и даже национальные различия между украинцами. Армянин, белорус, татарин, русский, еврей, украинец, представитель любой другой нации — неважно, где родился и на каком языке говорил погибший за Украину человек. Он в любом случае национальный герой.
Региональные отличия были продиктованы нашим разным историческим опытом, разной интерпретацией некоторых моментов истории XX века. Но за последний год у нас появился общий, цементирующий исторический опыт. Уже сняты документальные фильмы и написаны книги о Революции достоинства, в ближайшем будущем появятся фильмы и книги о войне с Россией. Так создаётся новый эпос.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки