К вопросу о национализме и Центрально-Черноморской Европе
В Украине сейчас, конечно же, расцветает национализм. Квітка на камені. И на крови, следует добавить. Национализмы как раз в таких условиях и расцветают, при таком удобрении.
И не следует бояться этого слова. Тем более столь денационализированной культуре, как наша. Известно из книжек по культурологии, что национализмы бывают 2-х видов: имперский и защитный. Первый отвратителен и презираем, второй – трагичен и оправдан. Наш какой?
Дело, впрочем, не так просто, как в книжках, и проявляются трудности чаще всего через диалог. Сейчас многие россияне, нередко достойные высшего уважения, при виде вышиванок содрогаются: «Национализм!» Будучи интеллигентными и образованными, они национализма боятся. Такова разность опытов: быть душою, пусть честною и страдающей, в метрополии, или же родиться на имперских окраинах.
Показателен в этом смысле Чеслав Милош и, в роли зеркала ему, – Бродский. Последний отрицал какое-либо культурное единство Польши, Чехии и Прибалтики, даже в той ее части, которая связана с их колониальными травмами. На литературных симпозиумах происходили скандалы! Российские литераторы, вслед за Бродским, говорили о высоком призвании поэта, метафизике и тайнах ремесла, а оппонентов обвиняли в неизжитых обидах и вообще политике. Еще чуть, бывало, и на личности перейдут!
География много значит. Много значат и фундаметальные качества культуры того места, где сформировался и вырос. Бродский не мог понять очевидной для поляка, литовца и чеха мысли: империя – зло, Россия – империя, любить свой порабощенный народ – естественно. Изнутри наблюдая империю, Бродский не мог смотреть на нее со стороны.
И вот сейчас интеллигентнейшие и совестливейшие россияне готовы скорбеть по своим – российским – бедам, но при звуках украинской речи их коробит. И при виде вышиванок с веночками. Это национализм, отсталость! Привыкши мерить по высшим для себя меркам, они лишь за имперскими культурами оставляют право на свое к ним уважение. Взгляд, скажем так, близорукий, конечно, ошибочный, провинциальный и устаревший, но как же глубоки его истоки!
Идеи разного рода Балтийско-Черноморских союзов, дружб и взаимопониманий вполне естественны, и обретают они плоть именно в эти дни. Собравшись за одним столом националисты-эстонцы, поляки, белорусы, украинцы, крымские татары и грузины своими национализмами друг друга не обидят, я уверен, и им будет о чем поговорить. Об убитых дедушках, о коллаборационизмах всех мастей, о любимых народных песнях, о стойкости, о семейных преданиях, и о России, конечно.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки