Оформление изгоя. Что изменит лондонский процесс для Путина
Постороннему наблюдателю проходящий сейчас в Лондоне судебный процесс по делу об убийстве бывшего сотрудника российских спецслужб Александра Литвиненко может показаться очередным заговором против российского президента Владимира Путина. Почему именно сейчас, когда российские войска стоят в Крыму и Донбассе, а Путин угрожает за несколько дней дойти до Киева, Варшавы и даже Берлина, в Лондоне вспомнили о возможной причастности российской власти к убийству ее политического оппонента - а раньше не вспоминали, ограничившись лишь обвинением непосредственных исполнителей? Наверное, для того, чтобы нажать на Кремль?
Но так рассуждать может только тот, кто не понимает ни сути западной демократии, ни основ британского правосудия. Вопрос о возможной ответственности российских властей за убийство Литвиненко радиоактивным полонием стоял с первого дня после его смерти. Правительство Великобритании не хотело, однако, выносить вопрос в политическую плоскость и ухудшать и без того тяжелые отношения с Москвой. Главным заинтересованным лицом в обвинении Кремля стала вдова Литвиненко Марина, добившаяся организации нового судебного процесса по делу об убийстве своего мужа. Но председательствующий на этом процессе Роберт Оуэн после изучения материалов секретных служб пришел к парадоксальному выводу: доказательства причастности Российской Федерации к убийству Литвиненко есть именно в закрытых материалах. И сделать вывод о том, что произошло на самом деле, можно лишь с использованием этих документов. Однако правительство Великобритании подало ходатайство с требованием засекретить все материалы расследования, кроме уже известных материалов уголовного дела по обвинению исполнителей - Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна. Тогда Роберт Оуэн заявил, что он не может вынести вердикт, так как решение, опирающееся на открытые материалы, будет ошибочным. Он закрыл процесс и призвал правительство Великобритании создать специальную комиссию, которая имела бы право не только получить доступ к секретным материалам, но и вынести решение на основании всего массива информации. Правительство отказалось это сделать. Марина Литвиненко подала в суд на правительство Великобритании и выиграла процесс. В результате правительство Великобритании было вынуждено назначить публичные слушания, которые сейчас и проходят в Лондоне. Публичные слушания - это особый судебный механизм, применяющийся при обсуждении особо резонансных, имеющих государственное значение дел. Пока что мы наблюдаем за открытой частью процесса, она продлится два месяца. Затем в зале заседаний останутся только председательствующий на слушаниях - все тот же Роберт Оуэн - и адвокаты правительства, которые совместно рассмотрят закрытые материалы. По окончании этого процесса председательствующий напишет отчет, который в данном случае равен судебному вердикту. Если в отчете будет указана прямая причастность властей Российской Федерации к организации убийства Александра Литвиненко, это, разумеется, приведет к серьезнейшим политическим последствиям, которые вряд ли можно предсказать в деталях.
Вердикт в деле об убийстве Александра Литвиненко может стать осиновым колом для режима Владимира Путина
Но самое главное - это все происходило бы и без оккупации украинских территорий, агрессии в Донбассе и превращения путинского режима из авторитарного в неофашистский. Мы часто удивляемся: почему на Западе все так медленно происходит? Почему не публикуют полной информации о гибели “Боинга”? Почему не вводят новых жестких санкций против России? Почему никак не решатся поставить нам оружие? Но, к сожалению, так работают демократические институты. Как показывает практика, авторитаризм - самый короткий, но не лучший путь для решения всех проблем. В Великобритании премьер-министр не может позвонить председателю суда и потребовать от него вынести нужное властям решение в заданный срок. Но зато суд может преодолеть любые политические расчеты исполнительной власти - просто для этого нужно время, соблюдение юридической процедуры и солидарность - ведь на свою борьбу за восстановление истины Марина Литвиненко потратила большие деньги, которые собирали для нее неравнодушные англичане, россияне и жители других стран мира. То же самое касается и сбитого малазийского “Боинга” - истину все равно не удастся утаить, даже если кому-то в верхах западной политической элиты покажется важным “не загонять Путина в угол”, и будет принято очередное решение о засекречивании документов расследования. И санкции, как видим, ужесточаются - несмотря на всю сложную процедуру согласований. И вопрос поставок оружия Украине начинает сдвигаться с места - несмотря на серьезнейшие дискуссии между американцами и европейцами и внутри самой американской элиты. Демократия весьма несовершенна, подвержена ошибкам, влияниям и расчетам - но, как говорил Черчилль, никто не придумал ничего лучшего.
Итог публичных слушаний по делу Литвиненко можно предугадать - если председательствующий получил возможность проанализировать секретные материалы, он их проанализирует. В России этот вывод, конечно же, будет охарактеризован как попытка “давления” на Путина из-за Украины - и только. Кстати, выводов по “Боингу” это тоже касается. Но российская реакция на Западе мало кого будет интересовать - потому что в демократическом мире принято уважать независимость суда и расследования. Если бы украинского кризиса не было, главным выводом из процесса по делу Литвиненко стал бы вывод о нерукопожатности Путина. Но, по большому счету, этот вывод уже сделан: всюду, где российского президента можно избегать, его избегают. История с убийством Литвиненко просто ускорит это превращение российского “национального лидера” во всемирного изгоя. И главный вопрос - в какой именно момент российского кризиса мы узнаем о выводах нынешних публичных слушаний в Лондоне. Если они прозвучат на фоне стремительного обвала экономики и начала социальных протестов, то это может ускорить падение режима в результате внутриэлитных дрязг в России. Потому что всем станет ясно, что президент, замешанный в убийстве человека на территории другой страны и обвиненный судом в этой причастности, договориться ни с кем ни о чем не сможет - даже если выведет войска отовсюду. И тогда вердикт в деле об убийстве Александра Литвиненко может стать осиновым колом для режима Владимира Путина.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки