ТОП-8 ключевых претендентов на «Оскар»
До церемонии вручения Оскара всего две недели. Самое время подробней изучить претендентов. Тем более в украинский прокат понемногу выходят участники гонки за статуэтку, пишет Оксана Мамченкова в блогах "Нового времени".
Хотя за показ некоторых из них наши прокатчики взяться так и не решились. К счастью, для киноманов это давно уже не помеха.
Если коротко, то в этом году в шорт-лист номинации лучший фильм попали восемь картин на любой вкус. Тут есть несколько биографических драм, обязательные в последние годы фильмы о войне в Ираке и о борьбе за права афроамериканцев. Есть ленты общепризнанных классиков, пары эксцентриков и одного молодого гения.
Какие фильмы нынешнего оскаровского сезона стоит посмотреть, а какие не страшно и пропустить, решайте сами. Ниже мои впечатления об участниках состязания в алфавитном порядке.
Американский снайпер (American Sniper) Клинта Иствуда – биографическая драма о Крисе Кайле, самом эффективном стрелке в истории вооруженных сил США. В 1999-2009 годах он совершил четыре выезда в Ирак. За это время застрелил 255 противников (официально подтверждены 160). Лента основана на мемуарах снайпера и воспоминаниях его жены.
Клинт Иствуд, республиканец и при этом противник всех тех войн, что вели США за последние 60 лет, снял трезвое кино о том, как война меняет человека.
В шорт-лист кинопремии попали несколько биографических драм, а также обязательные в последние годы фильмы о войне в Ираке и о борьбе за права афроамериканцев
История Кайла рассказывается медленно и сухо. Вот он ковбой-неудачник, чья девушка изменяет ему, чтобы как-то привлечь внимание. Вот он видит телевизионные сюжеты о серии терактов, прокатившихся по стране. Вот он поступает на службу в ВМС США, не размениваясь по мелочам, выбирает элитное подразделение SEAL (известные «морские котики»). Вот он убивает первого иракца – вопреки ожиданиям, застрелить приходится маленького мальчика.
Неспешный рассказ Иствуда не срывается в патриотический пафос и не превозносит войну. На войне много невинных жертв, а еще от нее невозможно убежать, даже если уехать за десятки тысяч километров.
Показать изменяющееся сознание бойца для Иствуда важней, чем размышлять о несправедливости войны или ее целях. Для побывавшего на фронте война не заканчивается. Кайл втягивается и даже на залитую солнцем детскую площадку в родном Техасе смотрит оценивающим взглядом снайпера.
Бердмэн (Birdman) – пожалуй, самая эстетская и утонченная лента нынешней оскаровской гонки. Алехандро Гонсалес Иньяритту, чьи фильмы всегда поражали размахом географии действия, количеством переплетенных судеб и пролитых слез, неожиданно снял камерное кино об искусстве.
Главный герой нового фильма Иньяритту – актер, прославившийся ролью Бердмэна (в переводе с английского – Человека-птицы) в фантастическом боевике. Он страстно желает добиться признания интеллектуальной театральной публики, поэтому пишет пьесу и ставит по ней спектакль, в котором исполняет главную роль.
Страх возможного провала заставляет нервничать настолько, что у актера понемногу едет крыша. Нашего героя окружают дочь-наркоманка, коллеги, кто на грани нервного срыва, кто с завышенной самооценкой, критики-снобы и пара нормальных людей.
Фильм позиционируют как комедию. Он действительно смешной, но юмор здесь на грани всего – фола, слез и истерики. Даже если вам неинтересно смотреть фильмы о фильмах (мне, если честно, не очень), заскучать не получится.
Во-первых, каждый актер здесь на высоте. От играющего Бэрдмэна Майкла Китона до Эммы Стоун, исполняющей роль его бедовой дочери. Во-вторых, фильм не зря претендует на Оскар в категории лучший оригинальный сценарий. События на экране порой вызывают недоумение, порой смешат, но, поверьте, зевать не дадут.
Вселенная Стивена Хокинга (Theory of Everything), как следует из названия, – байопик о самом известным в мире физике-теоретике, основоположнике квантовой космологии и исследователе черных дыр.
Британский режиссер Джеймс Марш знакомит нас с Хокингом, одаренным, хоть и не самым прилежным студентом, когда тот подыскивает себе тему для докторской диссертации. Затем проводит через историю его знакомства с будущей женой и подводит к ужасному диагнозу. Врачи сулили молодому ученому паралич тела и скорую смерть. Но оказались правы лишь наполовину.
Инвалидность непоэтична и не эстетична. Но вся физиология остается за кадром. Нам остается лишь догадываться о том, как это вообще – жить с постепенно теряющим контроль над собственным телом человеком.
У Марша получилась гладкая и профессионально рассказанная история, временами излишне сахарная и глянцевая. Жизнь Хокинга предстает на экране эдакой сказкой, где медицина чудесным образом изобретает нужные приспособления именно тогда, когда они нужны Хокингу. Есть в этой сказке прекрасная фея – жена Хокинга. Он отодвигает на второй план свою научную карьеру, зато окружает мужа заботой и с исправной регулярностью рожает ему детей.
Фильм о самом известном ученом современности неожиданно оказывается историей о счастливом мужчине. Словно в подтверждение тому – вечная улыбка, застывшая на разбитом параличом лице Хокинга.
Игра в имитацию (The Imitation Game) норвежца Мортена Тильдума – самый английский по своему духу фильм сезона.
В 1939 математика Алана Тьюринга берут на работу в Правительственную школу кодов и шифров, где он разгадал военный код немцев Энигма и приблизил победу антигитлеровской коалиции. В 1950-м он написал статью об искусственном интеллекте, впервые всерьез поставив вопрос о том, может ли машина мыслить.
В 1952-м цепь событий, начавшаяся со связи с 19-летним парнем, привела Тьюринга на скамью подсудимых (гомосексуализм тогда считался криминальным преступлением). В 1954, прошедший гормональную терапию Тьюринг то ли покончил с собой, то ли случайно надышался цианидом.
Обо всех этих событиях рассказывает байопик Тильдума. Фильм увлекательный и не лишен юмора. Он моментально погружает в атмосферу красно-кирпичной и твидовой Британии. Впрочем, главный козырь здесь все же не режиссура, а Бенедикт Камбербэтч в роли Тьюринга, который мастерски вживается в образ великого математика, испытывающего проблемы с коммуникацией.
За последние годы все, кто более-менее следит за западным кино- и телепродуктом, вдоволь насмотрелись на выдающихся социопатов. Но Камбербэтчу явно есть что добавить к этому образу. Его герой чуть более человечен и чуть более гениален. И это «чуть-чуть» оправдывает потраченное на просмотр картины время.
Одержимость (Whiplash) – второй длинный метр в карьере независимого режиссера Дэмьена Шазелла и, пожалуй, одна из самых мощных картин нынешнего оскаровского сезона.
Сюжет тут крайне прост и в кратком пересказе вряд ли вызовет желание обратить внимание на фильм. Одержимый желанием стать лучшим барабанщиком своего поколения Эндрю Ниман (Майлз Теллер) учится в лучшей консерватории страны. Мечтая стать лучшим из лучших, он попадает в оркестр самого требовательного и жесткого в своих методах учителя Теренса Флэтчера (Дж.К. Симмонс). На этом, собственно, все.
Но на экране происходит магия. Как скучный набор нотных знаков превращается в красоту, когда за дело берется хороший музыкант, так скудный синопсис становится тут увлекательным фильмом, когда на экране появляются идеально подобранные актеры.
Это фильм о страсти, хотя с любовью стандартного формата «парень встречает девушку» у главного героя здесь вовсе не сложилось. Это фильм о музыке, то есть вроде бы о чем-то возвышенном, вот только крови и пота здесь не меньше, чем на стертых в мясо пальцах балерин. Это фильм о великом учителе, правда, ненависти он вызывает куда больше, чем восхищения. Это, в конце концов, фильм о лучшем ученике, хотя неприятности от него такие, что лучше бы и не связываться.
В общем, для зрителя это два часа добротного саспенса и то самое ощущение эйфории в финале, с которым вы наверняка хоть раз выходили с лучшего концерта в своей жизни. А еще это отличный пример того, как за $3 млн и 16 дней можно снять кино, о котором будет говорить весь мир.
Отрочество (Boyhood) – один из тех фильмов, что делят критиков и зрителей на два лагеря, равных по размеру и степени убежденности в своей правоте. Для одних это лучший фильм года, для других – переоцененная, проходная в общем-то картина.
Думаю, истина все же где-то посередине. В условиях кризиса идей, когда большинство сюжетов на экране – или чьи-то уже написанные мемуары, или чьи-то уже нарисованные комиксы, концепция Отрочества неожиданно свежа и гениальна в своей простоте.
12 лет назад режиссер Ричард Линклейтер позвал своих друзей-актеров, выдумал с ними обыкновенную семью и стал снимать ее историю. Снимали понемногу, раз в несколько месяцев – актеры взрослели, их персонажи естественным образом развивались.
В результате получился фильм о людях и отношениях, предсказуемо, о взрослении и поиске пути. Это в принципе фильм о том, что путь важнее пункта назначения, а процесс интересней результата.
Несмотря на кажущуюся простоту, наблюдать за выдуманной семьей на экране неожиданно увлекательно. «Чужая жизнь – всегда кино», пишет украинская писательница Елена Стяжкина. Отрочество – очень хорошая экранизация этой фразы.
Отель Гранд Будапешт (The Grand Budapest Hotel) – очередная сказка для взрослых американца Уэса Андерсона.
Режиссер с узнаваемым визуальным языком и неизменно звездным актерским составом фильмов на этот раз выбрал местом действия вымышленную европейскую страну Зубровку. Здесь в 1930-х годах разворачивается любовно-криминальная история с обязательными для жанра похищением, преследованием, побегом и предательством.
Пересказывать сюжет нет смысла – следить за динамикой его развития на экране особое удовольствие. Впрочем, еще интересней, разгадывать спрятанные за мнимой легкостью смыслы.
Восточная окраина Европы и начинающаяся там война – слишком узнаваемый сегодня фон. Старушки-аристократки и ублажающий их управляющий отеля Гранд Будапешт – тоже Европа, но чуть более западная. Она красуется в своем дряхлеющем величии и меркнущем сиянии.
Война уже идет, но видна пока лишь в заголовках газет и за окнами несущихся из пункта А в пункт Б поездов. Пока главные герои решают проблемы наследства, война подбирается ближе. В общем, как писал один мастер великого и могучего, «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Сельма (Selma) – очередное кино о борьбе афроамериканцев за свои права. За последние пару лет таких фильмов снято немало. Но не спешите игнорировать это кино, словно оно рассказывает о чем-то чужом, неинтересном нам и непонятном.
Действие здесь сосредоточено вокруг одного эпизода из длинной истории борьбы. Мартин Лютер Кинг уже получил нобелевскую премию, но впереди еще много работы. Одна из первоочередных задач – сделать так, чтобы гарантированное конституцией право голоса превратилось для афроамериканцев из теории в реальность.
Кинг совершает попытки убедить президента Линдона Джонсона принять необходимый закон, а параллельно организовывает мирные демонстрации, а затем и марш из небольшого городка Сельма, ставшего центром движения, в столицу штата Алабама Монтгомери.
Судя по всему, Сельма не попадет в украинский прокат. Вероятно, прокатчики посчитали этот фильм слишком далеким и неинтересным для нашего зрителя. Хотя мне сложно представить более понятный и близкий нам фильм родом из США, чем этот. Ведь на экране все слишком знакомое, пережитое, прочувствованное собственной шкурой.
Сценарий протеста и его подавления оказывается универсален: от ночного разгона безоружных демонстрантов и первой жертвы среди протестующих до первой большой победы. Которая, впрочем, не финал, а лишь первая ступень крутой лестницы.
Это фильм о ненависти, вере в справедливость и готовности бороться за свои идеалы. Потому что «наши жизни прожиты не в полную силу, если мы не готовы умереть за тех, кого любим, и за то, во что верим», говорит Кинг. И нет поводов с ним не согласиться.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки