Чичваркин: «Смертных грехов не семь, а восемь. Восьмой – работать бесплатно»
Вчера в Fedoriv Hub выступил опальный российский предприниматель и политэмигрант Евгений Чичваркин. За два часа он успел поговорить о своем лондонском винном магазине, мотивации для бизнеса, будущем Украины и крахе Путина. Platfor.ma публикует ключевые мысли эпатажного основателя «Евросети».
Я уехал из России, потому что не хотел сесть в тюрьму. Для меня в СИЗО №6 уже была приготовлена очень хорошая и теплая камера. Я проверил – там действительно ждали гостя первой величины. Дело в том, что власти хотелось получить десятки процентов от того, что я выручил за «Евросеть». Они добыли разрешение немножко подержать меня в тюрьме, пока я их не отдам. Так что выбор у меня был простой: Лондон или тюрьма. Я выбрал Лондон.
Россия упорно хотела меня из Лондона экстрадировать, чтобы отобрать деньги. Пять моих человек у Путина были в заложниках – это вообще его манера, он всегда берет заложников, чтобы запугать людей. Причем, если послушаться и что-то ему отдать, то ему это нравится, и он берет еще больше заложников, чтобы потребовать еще больше. Это такая современная форма торговли людьми. То, что сейчас происходит с летчицей Савченко – яркий тому пример.
Про бизнес в Лондоне
Полгода в Лондоне я ничего не делал, пока не понял, что это ведет к ожирению и сумасшествию. Я очень долго искал, чем бы заняться. Заходил в магазины, и думал: хочу ли я быть владельцем такого? Заходил в виниловые магазины, в продуктовые, в парфюмерные. И в какой-то момент обратил внимание на вино. Там есть магазин, который на одном и том же месте с 1698-го года – и даже краска у них не менялась. Это огромная компания с винодельнями в других странах, называется Berry Brothers & Rudd. И, собственно, люди с этими фамилиями до сих пор ею управляют.
Мы зашли туда с Темой Лебедевым и говорим: здрасьте, можно вот такого вина купить? Нам отвечают – у нас такое только по заказу. А вот это испанское? Они – только через две недели. Другой магазин рядом поновее – ему всего 250 лет. То же самое. Зашли в Harrods – там уже более или менее выбор, но очень уж дорого. В еще одном магазине секция Fine Wine крохотная, под замком, и по пыли понятно, что туда никто особенно не лазит.
Вот посмотрели мы на все это и поняли, что нет места, где есть и все самое хорошее, и с качественным сервисом, и чтобы можно было на месте купить или домой заказать. То есть это надрыночное пространство никем вообще не занято. И мы его успешно заняли – открыли магазин Hedonism Wines.
Из топ-20 мировых знаменитостей у нас в клиентах приятное их количество. Мы обслуживаем три небританские королевские семьи и как минимум четырех диктаторов – и некоторые из них были у нас лично. Теперь все, включая магазин, которому 317 лет, переделывают себя под нормальную розницу.
За несколько лет у нас практически нет отрицательных отзывов – их было всего два. И то, один из них оставила совершенно сумасшедшая женщина. Просто статистическая погрешность – бывает, что люди психи.
Делать в Великобритании что-то сетевое я не хочу – не готов проигрывать. Когда мы втянулись в этот бизнес, мало кто верил в успех. Но мы были воодушевлены и знали: раз такой концепции на рынке нет, то все будет хорошо. И мы были очень заносчивыми – не потратили ни фунта на маркетинг или рекламу. У нас нет никаких акций вроде «купи 6, получи 7», нет импульсных зон с жвачками, нет скидочных или накопительных карт, нет второго прайса для лояльных клиентов. У нас все равны, будь это ресторан или прохожий, покупающий обычное шампанское. Все это знают и все это ценят. Наш бизнес не самый быстрый, но капитализация растет. Поставьте себе напоминалку через год – и увидите, что я был прав. Мы идем вперед.
Про деньги
Критерий успеха – это не просто деньги, а то, как ты к ним идешь. Идти ведь можно по-разному. Можно, например, в Москве дать взятку, и какую-то очень приятную рощу переделать в кладбище, а потом вымогать с родственников деньги, обещать каждому по персональной березке – и сделать свое кладбище крутым. Знаете, где самая дорогая земля в Москве? Не на Рублевке, а на кладбище на юго-востоке – когда я проверял, сотка там стоила 250 тыс. евро.
Что делать в условиях таких скачков курса, как в Украине? В 98-м году мы сидели и ночами пересчитывали ценники, учитывая бешено меняющийся курс валюты. Товар стал стоить по-другому, что делать. Не работать же бесплатно. Смертных грехов не семь, а восемь. Восьмой – это работать бесплатно.
Когда падает экономика, нужно торговать дешевой едой. Вот смотрите на Россию – там курс упал в два раза, и кто сейчас себя хорошо чувствует?
Магазины «Магнит». В структуре расходов российского потребителя еда занимает 45%, так что это очень актуально. Но этим заниматься скучно. И положительного энергообмена не будет, так как люди приходят к тебе и тратят последние деньги, потому что хотят есть. Но гешефт от этого будет.
Продавец – это не временное занятие, это профессия. На самом-то деле людей, которые хорошо продают, так же мало, как людей, которые хорошо рисуют. Есть очень большие компании, где просто нет хороших продавцов. Мы провели 700 собеседований, чтобы отобрать 20 человек – и у нас есть несколько почти идеальных продавцов. Это позитивные от природы люди, которые излучают радость и добродушие. И, например, есть британцы, которые русским продают больше, чем русскоязычные продавцы.
Все секреты мотивирования лежат на поверхности. Нужно потратить много сил, чтобы найти настоящего профессионала, который любит свое дело. А затем отойти в сторону и не мешать. Это как с художником – нельзя стоять сзади и говорить: желтого подбавь. И второе – нужно делиться с ним частью прибыли. Только нужно заранее и очень умно просчитать, как именно. Есть ваш совместный улов, и от него нужно раздать часть тем, кто купил удочки, управлял лодкой, тем, кто будет чистить рыбу, готовить ее и потом убирать кости. Все согласны, что ты как владелец должен получить большую часть, а если улов плохой, то будь добр поголодать, раз уж ты так плохо все организовал. Но нельзя сначала определить всем долю, а на ходу сказать – ребята, улов слишком большой, вы и парой рыб наедитесь. Это большая ошибка.
Про Украину
У вас произошла революция и люди проявили такую сознательность. Мы спящая нация, а вы – проснувшаяся. Но все равно потом у вас взыграло советское – позволили не провести реформы. Такая большая была надежда, и такое большое разочарование. Если бы Украина смогла провести реформы, то смена власти в России была бы не за горами. А теперь понятно, что Путин снова всех надурил.
Да, я звонил Порошенко. Почему не звонил еще? Когда Саакашвили назначил Каху Бендукидзе ответственным за все реформы, они были знакомы всего пару дней. Я предложил, я обозначил свой интерес – ну, нет так нет. Зато у меня прекрасный магазин в Лондоне.
Вот смотрите, как сделать процветающую Украину? Нужно выгнать всех ментов и чиновников на улицу, сжечь в печке все законы, а затем написать очень простые – с десятиной на армию и тому подобные вещи. А все остальное – самоорганизация, не нужно регулировать, не нужно лезть. Почему-то есть мнение, что если отсутствует общая власть, то это опасно. А еще говорят, что панк и анархия – это какая-то содомия и разврат. Но нет, это означает начинать с чистого листа, это отрицание и ломка стереотипов, это принятие решений, невзирая на принятые в индустрии устои. Напротив Hedonism есть магазин Вивьен Вествуд. Там висит ее фото в образе Маргарет Тэтчер и подпись: «This woman was once a punk».
Я сегодня приезжал на один ваш телеканал, а там полно охраны – здоровые половозрелые мужики. Ребята, у вас война! Что вы там защищаете на этом канале? Идите воюйте! Почему у вас гаишники ходят по трое? С надписью «дай» (ДАІ. – Platfor.ma) на спине. В Москве и то они только по двое ходят – потому что один знает дорогу туда, а другой обратно.
Знаю, что у многих сейчас настроение уезжать за рубеж. Я понимаю, когда в России хотят, например, спрятаться от призыва. Но когда здесь у вас хотят от него спрятаться, то, с одной стороны, все понятно, а с другой – кхм, ну, я воздержусь.
Про Россию
Я эмигрант. В Лондоне я себя очень хорошо чувствую физически, но тоскую по родине. И даже когда мне дадут британский паспорт, я останусь москвичом. Понимаю, что странно говорить это в центре Киева, когда идет война, но это факт. Я беру билет домой на следующий же день после того как не будет Путина.
Кто получает выгоду от теракта? Только государство. Именно оно после этого берет под контроль все, любую направленную против себя деятельность.
Сажают в аэропорты упырей, которые четыре класса церковно-приходской школы окончили, которые даже помыться сами не могут. В Британии все точно так же – мы платим им налоги, они сидят на моей шее, и мне же выворачивают карманы. После терактов 2001-го года кто получает выгоды? Все государства мира, в том числе США. Кто выгодополучатель после терактов в России? Спецслужбы! Они получили машины, дачи, поставили всех под прослушку, закрыли аэропорты.
Прочтите про начало Второй мировой войны, про Польшу. Про Операцию «Консервы» – Гляйвицкий инцидент. Это же абсолютно точно поведение Путина. Путин боится всего нескольких вещей, и одна из них — это НАТО. Чекисты не умеют договариваться, они понимают только грубую физическую силу.
Будет американская часть стоять напротив – никакой «Град» не прилетит. Очень много будет слов про ЕС, ООН, но ничего такого не будет. Сделайте нормальную цивилизованную страну – и весь мир вас поддержит, придерживайтесь одних и тех же антикоррупционных ценностей – и они немедленно вас поддержат. Надеюсь, что еще не поздно.
Возможно, это последний год Путина у власти. А выборов 2018-го года он точно не переживет. Следующим президентом РФ может стать националист. Но националист, который действует в рамках закона, лучше, чем ковбой, потерявший контакт с Землей. Имя следующего президента пока неизвестно.
1 марта в России будет марш «Весна». В его организаторах числятся Навальный и Ходорковский, а это уже не шутки. Именно эта акция встретила самое серьезное противодействие властей за всю историю России. Власть сейчас делает все, чтобы его сорвать, потому что Путин очень боится того, когда политический ресурс сливается с финансовым. Причем этот политический ресурс слабее, чем у Кремля, и финансовый, хотя Ходорковский и очень богатый человек, тоже слабее. Но они все равно реально испугались.
Хотя для Путина народ – не игрок. Народ для него – быдломасса без собственного мнения, и СМИ делают все, чтобы было именно так. Но когда на марш выйдут полмиллиона человек – придется с ними считаться. Возможно, тут-то свои его и прикончат.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки