MENU

Когда мы, русские, наконец-то сможет трезво посмотреть на самих себя?

6097 0

Открываю свой статус и всякий раз вижу подсказку "О чем вы думаете?"

О чем я на самом деле думаю? Сразу и не скажешь, о многом и о разном. И половина моих мыслей непечатна. Какая-то часть моих мыслей никому, кроме меня, неинтересна. Что-то - мимолетно. А что в самом деле достойно внимания других? Вот мои мысли вслух, без претензии на истину - субъективная точка зрения на происходящее.

Главное событие последнего времени - это война на Украине, ее причины, побудительные мотивы, жертвы, потери, ложь, кровь...

Кто виноват, кому отвечать? Как разобраться? Корни происходящего - в Украине и в России. Началось на Украине, с Майдана. Что такое Майдан, почему и отчего, хорошо это или плохо? Сегодня у каждого есть на это ответ, как в России, так и на Украине.

А вот у меня нет ответа. По многим причинам, но главное - потому что у меня нет права судить другой народ. Потому что другой народ - это сорок с лишним миллионов украинцев, которые априори умнее и мудрее меня одного. Которые сами, без моих оценок и советов в состоянии решить - как им жить, куда идти, во что верить и чему учить своих детей. Это их неотъемлемое право - сломать народ нельзя, навязать ему путь развития и ценности нельзя. Да, история знает подобные случаи, но в сегодняшнем мире это уже не проходит, давно не проходит, со времен окончания колониальных войн. Майдан - это внутреннее дело Украины. Они выбрали себе Президента. Потом он их не устроил, и они поменяли Януковича на Порошенко. Можно спорить о легитимности и законности смены одного на другого. Но в Конституции, в наших Конституциях четко сказано "Источником власти является народ". Это высший неоспоримый закон. Насколько Майдан, инициировавший смену власти, представлял весь украинский народ и его волю?

А я почем знаю, какие у меня есть права это определять, решая за украинский народ? Да пусть сами разбираются. Выбрали европейскую интеграцию – пусть идут в Европу. Согласились на хунту – им при ней и жить, не мне же. Решать за них, кто там прав, а кто нет, нет никакого морального права ни у меня, нет ни у кого бы то ни было в России, кто имеет российский паспорт. Каждый народ периодически, в том числе «улицей», заявляет свои права на власть и ее смену. Так было во всех странах мира, имеющих мало-мальски заметную историю. И уж в России тем более!

Вчера в центре Москвы многотысячная толпа ревела хором "Майдана в России не было и не когда не будет!" Чушь, ведь только в течение одного 1917-го года в России было целых два майдана: в феврале монархия стала республикой, и в октябре – диктатурой большевиков. Майданы, революции, перевороты – называйте как хотите – происходят вне желаний какой-то одной части общества, они происходят из объективно складывающихся в обществе причин, вспомним классику «верхи не могут, низы не хотят». И украинский Майдан был обусловлен внутриукраинскими причинами, и поэтому о его прогрессивности или регрессивности судить украинцам, а не кому-либо другому. Это их история, и им выносить вердикт своей истории, вердикт самим себе.

Но если появление Майдана было вызвано украинскими факторами, то в последующих событиях участвовала Россия. Майдан – украинский, после-Майдан – это российско-украинский клубок. И роль России в украинских послемайдановских событиях я уже имею право оценивать как гражданин России.

В общем-то, мы, россияне, хорошо устроились. Объявив Украину сферой своих жизненных интересов (а это, как известно из школьного курса, проявление сначала колониальных, а затем и империалистических черт), мы выступили в поддержку одной из сторон внутриукраинского конфликта. Совершенно не исключено, что мы эту вторую сторону конфликта сами же и создали, тем самым став непосредственной стороной противостояния, инициировав российско-украинский конфликт под видом внутриукраинского. В любом случае, мы помогаем добровольцами, советниками, вооружением, ресурсами всех видов не Украине вообще, а одной стороне конфликта. Там нет наших воинских частей? Ну а что это меняет? В смысле - Украине-то какая разница? Наше участие отрицать глупо и неинтересно – гораздо важнее попытаться определить, правильно ли это. Украине это принесло и приносит разрушения, лишения и кровь, а вот что это дает нам?

Здесь вы, вероятно, ждете от меня какого конкретного вывода или вердикта – эти, мол, правы, а эти нет. Типа "на фото фашисты слева, антифашисты - справа".

Не будет вердикта. Хотя бы потому, что и российское общество разделилось, хотя и не в равных пропорциях. И пытаясь сейчас дать однозначную оценку российскому участию в украинских событиях, я всего лишь выражу точку зрения одной из частей российского общества. Да и кому нужна моя оценка – ведь разные части российского общества напрочь не слышат друг друга. И эта поляризация резкая и жесткая, при этом российское общество продолжает разделяться, и «пятая колонна» и беснующиеся «православные ура-патриоты» дальше друг от друга, чем соседние галактики. И в этом угроза нового российского майдана – чем больше и громче одна часть общества будет орать «Никогда!», тем - быстрее. Да, патриоты сильны как никогда, но этот патриотизм экономически купленный, и не факт, что наша экономика сможет и дальше его обеспечивать, а за меньшинством «национал-предателей» система общемировых ценностей, правовой миропорядок последних десятилетий, все прогрессивное человечество, живущее в наиболее промышленно развитых странах мира. Мне можно возразить – а Китай? А Китай не против России, но и не за Россию, не нужно обманываться собственными иллюзиями – давно мы ли мы пугали себя китайскими учебниками с картами китайской Сибири?

Проблемы России – не в проевропейской позиции Украины, не в европейских ценностях, не в Америке и не в НАТО, вступление в которое мы допускали еще в 2002 году. Проблемы России – в самой России, в ее неспособности построить развивающуюся экономику, основанную не на продаже природных ресурсов, а на инвестиционном развитии, на нормальном инвестиционном климате, уважении человека и его прав, на человеческом капитале как главной ценности нации и залоге движения вперед.

Мы решили, что наше участие в украинских событиях как-то улучшит наше положение? Компенсирует нашу экономическую несостоятельность? Но санкции, как и падение цен на нефть, показали именно это – нашу экономическую несостоятельность как следствие отсутствия самодостаточной экономики. Вероятно, сегодня полностью самодостаточной экономики нет ни у кого в мире. Но тогда зачем ссориться с остальным миром, тем самым снижая жизненный уровня населения? Я покупаю подорожавшие продукты в магазинах за вдвое обесценившийся рубль, не могу найти в аптеках самых банальных лекарств – да и не я один. Стоит этого Украина?

Конечно, история рассудит. Но какая история? Чья? Отныне у России история отлична от истории Украины и остального мира. В нашей истории белое то, что за пределами наших границ – черное. Иначе говоря, а судьи кто? Даже в нашей, российской истории – кто будет выносить итоговый вердикт – что мы сегодня делаем хорошо, а что – плохо? Кому придется решать, что правильно, а что – нет? Наши исторические библиотеки горят, мракобесие наступает на образование, учебники переписываются в угоду текущей власти. Последнее справедливо не только для нынешней ситуации, мы это регулярно делаем последние неполные 100 лет. Что вообще остается от нашей истории? И есть ли она у нас теперь вообще?!

Мы гордимся Пушкиным, выдержавшим суд истории, а ведь он был в сильных неладах с тогдашней властью. Мы гордимся Лермонтовым, а он вообще был в опале. И обоих застрелили в расцвете лет. Чайковский? Да, но он гомосексуалист, и по нынешним понятиям его «сердце нужно сжечь» как презренного гомика. Достоевский – вообще срок мотал на каторге, по современным понятиям – урка. Постоянно переписывая историю, а главное – систему критериев оценки личности, мы нивелируем наше историческое наследие. И где гарантия, что сегодняшние представители культуры, обласканные властью, выдержат суд истории, а изгои не станут классиками, по которым весь мир будет через сто лет, восторгаясь, судить о нас сегодняшних? Кто сегодня И.Кабзон - великий певец "Дня победы" и "Песни о далекой Родине", или придворный холуй, докатившийся до международных санкций за потворство агрессии?

К чему я веду – сейчас поймете. Да, оценку нашей роли в украинских событиях даст история. Но "история" - это труд историков всего мира, включая украинских, и наших, российских. Не сегодняшних, нет. Наших потомков. Которые будут жить после нас, которые увидят последствия наших сегодняшних решений и оценят их для себя. Мы не можем сегодня предугадать эти будущие последствия – будет ли Россия, подмявшая Украину, сильной и процветающей, или ее не будут вовсе. Ядерный шантаж одной страны всего мира – этого еще не было, последствия непредсказуемы. Поэтому сегодня мы можем только спорить друг с другом, но правота кого-то из нас станет очевидна только в будущем.

Вопрос в другом – если мы сегодня не может быть объективны в силу личного погружения в ситуацию, то когда сможем? Через пять лет, десять, двадцать?

Когда мы, русские, наконец-то сможет трезво посмотреть на самих себя? Последние сто лет нам это не удавалось. Стреляем в царя, потом причисляем его к лику святых - таких примеров тысячи. Объявляем предателями, врагами и изменниками своих граждан, стреляем, потом реабилитируем, каемся, и восстанавливаем памятники палачам.

Народ, доколе?! Где и когда этому конец?!

И вот здесь мой ответ на дежурный вопрос фэйсбука «О чем вы думаете?» Я думаю, что за последний год в моей стране всплыло на поверхность столько непонятно как, где и когда накопившегося дерьма, что оно будет плавать и отравлять все вокруг еще очень долго, десятилетия, если не поколения. Со всеми вытекающими.

Vadim Lukashevich


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини