MENU

Трагедия в Чехии и ее уроки

4448 0

В чешском городе Угерский Брод произошло массовое убийство. 60-летний мужчина, состоявший на учете в психоневрологическом диспансере, ворвался в ресторан в небольшом городке в юго-восточной части Чехии и произвел около 25 выстрелов по посетителям. Восемь человек погибли, преступник застрелился, когда услышал о прибытии полиции.

Страшное происшествие, и, разумеется, мы выражаем глубочайшие соболезнования родным и близким погибших.

Однако, как и всегда, из трагедии нужно сделать выводы, чтобы такое не повторилось впредь. Давайте посмотрим на самые распространенные выводы, которые уже полились как из рога изобилия.

Рецепт #1. Запретить все оружие.

И заодно, преступников и злые дела. Только что от этого изменится? К несчастью, желающие совершить преступление находят способы, и легальное оружие, как инструмент, в этих делах роль играет в ничтожном числе случаев. В США отмечено, что преступники крайне редко покупают оружие легально - для них существует необъятный рынок оружия вне его легального оборота. Тем самым ограничения в приобретении - это препятствия не для бандитов, а для законопослушных граждан. В среднем, лишь 7% вооруженных преступников приобрели свое оружие легальным путем. Главный источник пополнения преступных арсеналов - нелегальная торговля оружием.

И тем не менее это первое, что, разумеется, предложили власти. Глава МВД Чехии Милан Хованец, заявил, что намерен разобраться в том, сколько оружия имеют чехи и для каких целей. «В Чехии на руках у населения находится весьма значительное количество оружия. Необходимо рассмотреть вопрос о том, хотим ли мы, чтобы так много людей владело им? Зачем им оно? В этом необходимо тщательно разобраться», — сказал он, выступая вечером во вторник по телеканалу Prima.

Под «весьма значительным», видимо, понимается около 700 000 единиц легального огнестрельного оружия, находящегося на руках чехов на основании разрешений (что, кстати, составляет всего около 7% от общего числа населения страны). Между прочим, чтобы получить оружие в Чехии потребуется пройти массу проверок, в их числе и психоневрологическую экспертизу, без которой получить оружие легально не получится. Больше того, по первым жалобам со стороны окружающих на то, что гражданин ведет себя неуравновешенно, органы полиции обязаны провести проверку и изъять имеющееся оружие, если на то будут соответствующие основания.

Ситуация напоминает попытку «свалить с больной головы на здоровую».  Вопросы стоило бы переадресовать: во-первых, ответственными за выдачу разрешений на оружие являются госорганы того же самого МВД. Возникает вопрос, как человек с установленными психологическими расстройствами получил разрешение на владение оружием? В чем тут остальные законопослушные владельцы виноваты, что их запретить предлагают и новыми проверками мучить?

Это ведь вопрос к работе МВД Чехии. Во-вторых, от соседей будущего преступника неоднократно поступали жалобы на неадекватное поведение последнего, однако никаких мер полиция не предприняла. Выходит, все же не оружие виновато, а бездействие правоохранителей!

Но все же вернемся к оружию. И вспомним, что первое массовое убийство в Чехии произошло вовсе не с использованием оружия.

В послевоенной истории республики – это второе криминальное происшествие, приведшее к таким массовым жертвам. Первое произошло в июле 1973 года, когда 22-летняя Ольга Гепнарова умышленно наехала в час пик на грузовом автомобиле на трамвайную остановку в Праге. В результате восемь человек погибли, многие были ранены.

Выходит, что запретом оружия вопрос не решается, а даже наоборот. Например, согласно исследованию ведущих амеpиканских кpиминологов Г. Клека и М. Геpца, амеpиканцы используют огнестpельное оpужие в целях самообоpоны 2,2 - 2,5 млн. pаз в год - в 3-5 pаз чаще, чем используют его пpеступники, пpи этом пистолеты и pевольвеpы используются в целях самообороны в 1,5-1,9 млн.случаев. К сожалению, чешское МВД такой статистики не предоставляет, однако ситуация с тем, что легальное оружие в преступлениях не участвует, а вот в самообороне вполне, проверены не одной страной. Кстати, Россия – не исключение. На массив в 6,4 млн. единиц гражданского оружия в РФ, в противоправных целях оно используется в год не чаще 0,009% от общего числа легального оружия.

Все тот же источник, обосновывая свою антиоружейную риторику, рассказывает нам об убийствах с использованием оружия в Европе в последнее время. Давайте обратимся к этим случаям подробнее:

Франция, Париж

7 января двое злоумышленников ворвались в редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo в 11-м округе Парижа (Франция) и открыли огонь по находившимся там людям. Погибли 12 человек, в том числе двое полицейских, 10 были тяжело ранены.

9 января мужчина, вооруженный двумя автоматами Калашникова, ворвался в кошерный супермаркет в районе Венсенских ворот Парижа, открыл стрельбу и захватил заложников.

8 января в южном пригороде Парижа Монруж неизвестный мужчина из автоматического оружия расстрелял сотрудницу полиции и агента дорожной службы, после чего скрылся с места преступления. Молодая женщина погибла, мужчина был доставлен в больницу в тяжелом состоянии.

Дания, Копенгаген

14 февраля вечером в результате стрельбы в синагоге Кристалгейд в Копенгагене (Дания) были ранены два полицейских, один человек погиб. В этот же день в Копенгагене неизвестные открыли огонь у центра культуры Круттенден, где проходил семинар по вопросам религии и свободы слова с участием посла Франции и шведского художника, карикатуриста Ларса Вилкса. Один человек погиб, трое — полицейские — получили ранения.

Обратите внимание, что во всех случаях фигурирует автоматическое и, очевидно, нелегальное оружие, так как последнее в гражданском обороте в Дании и Франции запрещено. А ведь будь на месте трагедий хоть один вооруженный легально гражданин, он мог бы предотвратить трагедию или, как минимум, уменьшить количество жертв. К сожалению, преступник всегда находит способ, которым он совершает злодеяние, а вот законопослушные граждане оказываются беззащитны перед лицом криминала.

  

Рецепт #2. Запретить оружейное производство.

Нескрываемая ирония прослеживается в риторике автора статьи, мол, не было бы предприятия оружейного в городе Угерский Брод, не работал бы там отец преступника, не было бы и оружия. Что ж, неплохо, разоружить полицию, военных, пусть одни террористы да преступники с пушками бегают, а остальным-то оно и не надо вовсе. В дальнейших контраргументах тезис не нуждается ввиду очевидной бредовости.

Рецепт #3. Запретить СМИ и социальные сети.

В большинстве массовых убийств преступник старается придать своему поступку публичность, заявляя о готовящемся преступлении в СМИ или социальные сети, чтобы, так сказать, погибнуть в лучах славы.

Казалось бы, чего проще – запретим медиа и Интернет, и делу конец! Во-первых, конечно, нужно исходить из реалистических позиций, понимая, что это невозможно и, разумеется, не нужно. Люди должны знать правду и реальное положение дел, чтобы быть готовыми. Однако что действительно было бы неплохо, так это последовать позиции организации «Право на оружие», которая не произносит в своих выступлениях фамилии и имени убийцы, тем самым обезличивая его.

А что же делать, спросите меня Вы? Ответ – прост и сложен одновременно.

1. Признать, что преступность в мире есть, срочно снять розовые очки и посмотреть на ситуацию трезво.

2. Принять ответственность, что ситуация о возможности самообороны или защиты Вашей семьи и Родины может однажды случиться с каждым из нас.

3. Подумать о методах обеспечения этой защиты заранее, путем, например, приобретения гражданского оружия (Вы же дверь дома ставите с замком, так, на всякий случай). 

4. Присоединяться к правозащитным организациям и вести активную защиту своих прав на оружие и самооборону. В России – это общероссийская общественная организация «Право на оружие», в Чехии – чешская организация LEX.

Мария БУТИНА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини