Роль Москвы в падении гривни
Оригинал текста опубликован на Bloomberg View. Другие колонки Bloomberg View по ссылке: http://www.bloombergview.com
В этом году пятерка слабейших валют мира принадлежит исключительно постсоветским государствам - и российский рубль в этот список не входит.
Причины столь резкой девальвации варьируются в зависимости от страны, но ключевыми факторами, без сомнения, стали экономический кризис в России и ее агрессивная внешняя политика. До тех пор, пока постсоветские экономики останутся настолько тесно взаимосвязанными как сейчас, кризис в одной из них будет неизбежно приводить к проблемам в остальных.
Пока худший результат показывает украинская гривня, которая теряет чуть ли не по 11% по отношению к доллару ежедневно. Чтобы удержать ее на плаву, Нацбанк усилил контроль над валютным рынком, запретив банкам брать гривневые кредиты на покупку валюты, и предупредил импортеров, что предоплата за товар теперь будет ограничена суммой $50,000.
Причины девальвации украинской валюты куда разнообразней, чем в других постсоветских государствах. Россия лишила Украину ключевых источников валюты, аннексировав ее туристическую Мекку – Крым, а также развязав войну в восточных индустриальных регионах, где сконцентрированы почти все металлургические производства Украины, работавшие на экспорт. В ноябре 2014, по данным МВФ, объем экспорта Украины составил чуть меньше $4 млрд – и это по сравнению с $5,6 млрд в предыдущем году.
К тому же, НБУ показал себя крайне некомпетентным: его попытки контролировать курс гривни привели к образованию в стране черного рынка. Когда, следуя рекомендациям МВФ, регулятор отпустил курс, открылась огромная дыра в резервах – результат возросшего спроса на валюту и беспокойства граждан о том, что вскоре могут быть введены новые бестолковые ограничения.
Новые действия НБУ показывают, что опасались люди не зря. Возможно, когда в ближайшие недели в страну придут долгожданные средства от МВФ, которые позволят наполнить истощенные резервы, Нацбанк образумится и отменит бессмысленные ограничительные меры. Но до тех пор они продолжат способствовать потере банками контроля над валютным рынком.
Положение Молдовы, Грузии и Азербайджана менее критично, но проблемы каждой из стран, так или иначе, связаны с беспорядками в регионе.
Молдавский лей за прошлую неделю ослаб по отношению к доллару больше, чем за весь 2014 год. Небольшое государство, зажатое между Украиной и Румынией, просто не в состоянии справляться с глубокими структурными дисбалансами в своей экономике. Около 70% потребительских товаров поступает из-за рубежа, так что импорт превышает экспорт вдвое. Разрыв частично покрывался средствами, работающих за границей граждан – в прошлом году эта сумма достигала $1,61 млрд. Но в четвертом квартале денежные переводы упали на 20%, поскольку многие молдавские мигранты работают в России, и падение рубля значительно уменьшило суммы в долларах и евро, которые они могли бы послать домой. Экспорт из Молдовы в Россию в прошлом году сократился почти вполовину – и из-за кризиса в РФ, и из-за попыток Москвы помешать Молдове интегрироваться в ЕС, удержав ее в своей сфере влияния.
Помимо того, предыдущее правительство Молдовы потратило ощутимую часть скудных резервов страны на спасение трех крупных банков – парламентская оппозиция назвала это решение схемой по отмыванию денег. Теперь у Молдовы в золотовалютных резервах осталось всего $2 млрд – самый низкий уровень с 2011 года. Девальвация лея, видимо, продолжится, поскольку у правительства нет средств на то, чтобы ее остановить.
Что касается Азербайджана, его ключевая проблема в том, что страна – экспортер нефти. С 2011 она привязала свою валюту, манат, к доллару США. Но, когда цена нефти стала падать, обеспечивать эту привязку стало все дороже. По состоянию на 31 января международные резервы Азербайджана сократились на 11% по сравнению с предыдущим годом. Девальвация не была бы такой стремительной, если бы ключевым экспортным рынком Азербайджана не была Россия, но за третий квартал прошлого года экспорт в РФ упал на 30%.
Что касается Грузии, ее экспорт в Россию в прошлом году, наоборот, вырос. А вот экспорт в Украину, которая стала крупным торговым партнером Грузии после ухудшения отношений с Россией в последнее десятилетие, за год упал вполовину. В итоге, в январе экспорт Грузии снизился на 20% по сравнению с 2013 годом. В государстве, золотовалютные резервы которого составляют всего $2,5 млрд, это означало неизбежную девальвацию.
Белоруссия, главный союзник Москвы, полностью зависит от импорта сверхдешевой энергии из России. Поэтому она ожидаемо пострадала больше всех (помимо Украины), когда РФ начала ценовую войну с соседями, девальвировав свою валюту.
Национальные валюты региона почти наверняка продолжат слабеть. Это редкий случай наблюдать, каким был бы кризис в Европе, не будь еврозоны и реши Германия повысить свою конкурентоспособность, девальвировав марку. Можно сколько угодно критиковать евро, но именно единая валюта защищает Европу от подобных катастроф.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки