Военные и банковские тайны
Моральный подъем и материальное снижение — это реальность войны, или рукотворное произведение? Такой вопрос сегодня на устах у многих. И отвечают на него по-разному.
Вот типичные мысли в пользу терпения ради победы, взятые из социальных сетей. «И когда мужчина изо дня в день (неделями !) верещит у себя в ленте за курс доллара, то я готов вытереть о него ноги. Да, тяжело. Да, подчас невыносимо. Но мужчина — это мужчина». И еще мнение в унисон: «І не дивіться, що долар уже по 38. Готуйтеся до того, що буде по 50 і 100. Готуйтеся, що знову буде бартер і робота за їжу. Не це головне. Головне — використати цей історичний шанс і вижити для чогось принципово кращого, поховати травми ХХ століття і кількасотрічне приниження російського домінування на своїй землі». Тут же противоположное суждение: «Ось потрошку і настає той час, коли справжніми цінностями будуть лише транспорт, зв’язок, зброя, набої та їжа.
Хоча на рахунок їжі я погарячкував — озброєна людина не голодує».
• Читая отчаянные, ироничные, горькие и бодрящие комментарии к событиям на военных и экономических фронтах, поймал себя на симпатии к утверждениям противоречивого характера. С одними согласен, и — с другими. Эмоции и сознание не всегда разделяются в восприятии реальности. Ощущаешь ее и серыми и нервными клеточками одновременно. Ведь это правда, что время военное, надо думать о высших ценностях: жизни, свободе, победе. Как и правда, что экономика воюющей страны образует тыл. А может ли быть победа в войне без надежного тыла?
Остудим накал страстей и посмотрим вокруг себя незамутненным чувственной слезой взглядом. Кроме сражений на Донбассе, у нас с Россией соперничество в беге к экономической пропасти. Кто первый рухнет в тартарары? Они с сырьевой экономикой позапрошлого века, или мы со своим аграрным богатством и отсталостью? Духом то мы вырвались на свободу, поднялись и осматриваем открывающиеся виды. Но телом остались в грязи коррупции, в мерзости страшного экономического неравенства, в иждивенчестве и бедности.
• Почему это понимают эксперты, журналисты, простые граждане, но не те, кому они выдали мандат доверия? Недавно «День» интересовался мнением социологов на этот счет, и те сформулировали основную проблему войны и мира в нашей стране. Власть не общается с людьми и не показывает на личном примере, как переживать невзгоды.
Причем не только власть верховная, но и вся эта оставшаяся со времен Януковича вертикаль. Газеты, социальные сети, эфиры программ, все общественные дискуссии наполнены идеями и мыслями о будущем, а в кабинетах тишина. Там нет дискуссий, а есть только поиски очередных «папередников», предателей и казнокрадов. Очевиден и межличностный характер борьбы за будущее. Тот занял не свое место, эту пора выгнать, те заслуживают наказания. Общество нескончаемо тасует старую колоду в надежде собрать у себя на руках все козыри.
• В этих перетасовках и надеждах на хороший прикуп из новых отечественных и зарубежных политиков нет смысла. Не вливают вино молодое в меха старые. Почему государственный аппарат не способен реализовать волю людей? Потому же, что и косой нельзя вычерпывать воду. Все проблемы в инструментах власти. Они устаревшие, поражены коррозией предыдущих лет и предназначены для других целей.
Взять Кабинет Министров Украины. Это же полностью сохраненная структура бывшего Совета министров УССР, органа, стоящего над всеми министерствами и ведомствами в стране. Министры над министрами. Подчиненные им областные и районные госадминистрации — детища бюрократического компромисса между аппаратом Президента и правительства. Парламент, норма представительства в котором не изменилась с 1937 года. Раздутая до невероятных размеров Администрация Президента... Все это не целостный замысел государственных институтов, а импровизация и модернизация советского аппарата. Он, как кузов современного автомобиля, под которым карбюраторный двигатель и цепная коробка передач.
• Позавчера первые лица страны вышли на родео по осаживанию строптивых курсов валют и вогнали доллар в загон 28 гривен после нескольких часов кабинетных бдений. Участники встречи так и не поняли, что граждане уже не воспринимают азаровские методы управления экономикой. Если ночью три высших чиновника могут повысить котировки гривны на несколько единиц, то пусть они посидят еще три ночи, и мы вернемся к уровню 8,50. Конечно, это шутка. Проблема не в курсе, а в том, что вопросы существования потребительского рынка решаются кулуарно, ночью в обстановке тайн и секретов. Хорошо бы решать так военные вопросы. Но, как раз боевые задачи решаются публично с предварительными анонсами возможных закупок и поставок вооружения, с обсуждением планов обороны и возможных действий войск.
Поэтому валютные сделки и банковские тайны у нас охраняются с большей правительственной заботой, чем рубежи Родины. Здесь и проявляется диссонанс между готовностью терпеть лишения во имя победы, и соображениями материального порядка.
• Представим себе невероятное. Наши депутаты, министры, чиновники всевозможных администраций, вдруг отправляются на встречи с электоратом, хотя до выборов еще далеко. Они призывают нас затянуть пояса, показывая как это делается, на личном примере. Они реформируют государственные институты, где работают сами, не сокращая рабочие места в бизнесе. Они привлекают специалистов для консультаций, прежде, чем принимать постановления. Они отыскивают способных менеджеров, чтобы предложить им места в руководстве учреждениями и отраслями...
Могут ли мечты о таких поступках власти превратиться в реальность?
• Почему бы и нет, — скажут одни. Это пока не для нас, возразят другие. И все будут правы, потому, что скепсис и уверенность одинаково присущи характерам людей. Как и приоритеты. Одним курс доллара главней всего, другим — военный успех. Но для страны важны обе мотивации. И если идеалисты возьмутся за руки с материалистами во имя побед над курсом и врагом, то мы заставим власть приблизиться к нашей мечте — построить новую страну.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки