Арабская весна, Евромайдан и соцсети: Об изменении природы власти
Первой книгой, которую создатель Facebook Марк Цукерберг прочел в рамках предложенного ему читательского флешмоба, стала работа Мойзеса Наима «Конец силы», пишет в блоге на "Новом времени" Грег Сателл. Автор, по словам Цукерберга, «анализирует произошедшие в мире изменения, благодаря которым отдельные люди получают власть, раньше являвшуюся прерогативой правительств, армий и разнообразных организаций».
Это, кстати, не в последнюю очередь касается самого Facebook. Мы видели, какую роль соцсети сыграли в событиях разнообразнейшего масштаба – от американских избирательных кампаний до революций наподобие Евромайдана или Арабской весны, приводивших к свержению могущественных диктатур. Возможно, именно этим объясняется выбор книги Цукербергом.
Впрочем, заглавие не в полной мере соответствует содержанию. Наим не утверждает, что понятия «власть» отныне нет. Он даже не говорит, что в руках отдельных людей будет непременно сосредоточено больше власти. Ключевая идея книги, которую Наим повторяет несколько раз, состоит в том, что теперь власть «проще получить, но намного сложнее удерживать либо пользоваться ею». Это – совсем другое дело: речь не о конце власти, а об изменении ее природы.
Ростки перемен
Наим отмечает, что техническая революция привела к значительным изменениям масштабов человеческой деятельности, что, в свою очередь, усложнило организационные процессы. В результате возникли могущественные бюрократические системы, а лидеры организационных иерархий получили беспрецедентную власть и влияние.
Сейчас же Наим наблюдает три тренда, которые подрывают влияние традиционных институтов:
Революция масштабов - борьба с бедностью вышла на новый уровень, и, как отмечает Наим, «когда людей становится больше и у них появляется возможность жить более полной жизнью, ими становится сложнее управлять».
Революция мобильности – люди не только стали богаче, но и начали чаще путешествовать. Миграция способствует обмену идеями, что также ослабляет традиционные институты власти.
Революция ментальности – рост уровня жизни и увеличение мобильности приводит к большей склонности задавать вопросы и сомневаться в признанных авторитетах.
Я не отрицаю приведенные Наимом факты, но сделанные им выводы вызывают у меня ряд вопросов. Ученый, живший столетие назад, также говорил бы о росте уровня жизни и мобильности, вот только заключил бы, что это приводит к усилению институтов власти, а не наоборот.
Так что изменилась не сама власть – изменились возможности доступа к ней.
От ресурсной экономики к экономике доступа
Научно-техническая революция действительно привела к смещению центров власти. Но в прошлом технологические изменения позволяли институтам расширять свою власть. Инновации наподобие парового двигателя или телеграфа позволяли правительствам и предприятиям выйти на новый уровень управления ресурсами.
Но в наше время самые ценные ресурсы состоят не из атомов, а из битов информации. Даже весьма ограниченный в средствах человек может проснуться с новой идеей, создать под нее сайт, найти финансирование с помощью краудфандинга и уже к обеду начать рекламную кампанию в соцсетях. И для этого не понадобится ни особое разрешение, ни чье-либо одобрение – достаточно иметь доступ к интернету.
Иными словами, теперь не обязательно контролировать ресурс, чтобы иметь возможность им пользоваться.
Именно переход от ресурсной экономики к экономике доступа привел к появлению того, что Наим называет «микросилами», которые имеют влияние не благодаря тому, кем являются или чем владеют, а благодаря своим принципам и позиции.
От узлов к сетям
Именно здесь и произошел фундаментальный перелом. Раньше лидеры могли влиять на людей благодаря централизованному контролю над ресурсами. Но сегодня настоящая власть принадлежит сетям, а не узлам. Небольшая группа энтузиастов может без проблем наладить контакт с единомышленниками, которые, в свою очередь, привлекут новых людей.
Именно эта комбинация действия небольших групп, свободных связей и общих идей дала начало «микросилам», о которых говорит Наим. Когда относительно незначительные игроки синхронизируют свои действия при помощи информационных сетей, они могут мобилизовать ресурсы куда более мощные, чем те, которыми обладают даже самые крупные предприятия, организации и правительства.
Новое лицо власти
Разумеется, понятие «власть» не прекратило свое существование. Если бы это было так, включение в список Цукерберга не привело бы к резкому всплеску популярности книги Наима. Но роль лидеров изменилась, равно как и их возможности к использованию власти, которой эти лидеры обладают.
Возьмем, например, конфликт в Украине. Холодная война длилась почти полстолетия, а Бараку Обаме удалось практически уничтожить российскую экономику в считанные месяцы. Для этого ему даже не понадобилось вторгаться в Россию – достаточно было ее изолировать. В отсутствие доступа к глобальным финансовым, производственным и технологическим сетям могущество России изрядно уменьшилось (хотя ее агрессия, напротив, возросла).
Хотя не со всеми аргументами Наима можно согласиться, его основные идеи верны. Теперь путь к могуществу лежит не во владении ресурсами, а в умении вдохновлять других своими идеями. Власть отныне не на вершинах пирамид, а в центре сетей.
Теперь власть проще получить, но сложнее удержать или использовать. Лидеры, запомните это.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки