Стагнация экономики и пути выхода
Правительство и национальный банк должны нести консолидированную ответственность за курс национальной валюты. Чем более сильно будет укреплена гривна, тем меньше дисбалансов будет присутствовать в экономике. Правительство и национальный банк должны нести консолидированную ответственность за курс национальной валюты. Чем более сильно будет укреплена гривна, тем меньше дисбалансов будет присутствовать в экономике.
Часть 1. Его величество энерго-доллар
Я не знаю, о чем думают в национальном банке и в правительстве, но текущая ситуация автору видится так:
Мы имеем примерно одинаковый гривневый доход населения, при значительном росте курса иностранной валюты. Доходы пенсионеров и других социальных слоев - заморожены. Зарплаты сотрудников в гривне в целом за 2014 год незначительно подросли.
Что мы имеем в расходах:
1) значительное повышение коммунальных услуг, транспортных услуг
2) среднее подорожание продукции местного пр-ва из-за увеличения цены на логистику
3) большой рост цен на весь импорт и бензин
При этом население с его гривневыми доходами фактически оплачивает импорт, ведь в коммунальных тарифах, транспортных услугах и логистике сидят импортные нефть и газ.
Соответственно, общий доход населения очень сильно перераспределился на потребление импортного газа и нефти и уменьшился на товары, произведенные местными производителями, и товары, импортируемые из вне. Фактически такое положение вещей ведет как к сворачиванию бизнеса связанного с импортом, так и сворачиванию местного бизнеса производства. У людей просто нет денег, ибо они на свои гривневые доходы должны в первую очередь оплачивать импортные нефть и газ. Итог - закономерен - падение импорта на 29% за 2014 год и падение промышленного пр-ва на 20%.
Исправить такую ситуацию могли бы экспортеры. Они получают гораздо больший гривневый доход, продавая продукцию на экспорт. Но к сожалению очень многие экспортеры также связаны валютными обязательствам. Экспортные трейдеры и производители в последние 5 лет брали валютные кредиты на развитие. Ибо НБУ практиковал политику дорогих денег и дорогого гривневого ресурса. В итоге теперь экспортеры тратят много выручки на погашение валютных кредитов и имеют катастрофическую переоценку активов, выливающиеся в огромные операционные убытки по курсовой разнице.
Также многие пр-ва, такие как химия и металлургия, требуют большого потребления импортных энергоресурсов, что также снижает маржу. Ситуация усугубятся еще и войной и закрытием рынков России, в результате чего часть экспортеров потеряла рынки сбыта. Также в торгово-промышленным группах экспортеры тратят часть своего дохода на поддержание штанов собственных производств, работающих на локальный рынок и на импортные компании.
Фактически именно эта внутренняя поддержка позволяет пока еще частично удерживать персонал компаний, работающий на локальные рынки и импортеров. Это позволило сократить только 12% рабочих мест в государстве за 2014 год ... Без этой поддержки процент потери рабочих мест мог бы достигать все 20-30%, учитывая еще и потерю рабочих мест из-за войны с Россией на востоке страны. Еще больше ситуацию усугубляет и само государство.
С учетом того, что государство всегда контролировало энергорынок, ЖКХ ... давая возможность приближенным в этой сфере топ-чиновникам и более мелким чиновникам делать себе капиталы через распределение энергоресурсов и бюджетов в этих сферах.
Теперь же с учетом роста тарифов в размере меньшем, чем рост курса, мы имеем дефицит ЖКХ, потребляющий ресурсы по долларовым ценам, соответственно по цепочке - дефицит местных бюджетов, компенсирующих разницу в тарифах - соответственно дефицит гос.бюджета компенсирующих тарифы местным бюджетам ... Ну и по факту дефицит монополиста Нафтогаз, через который проводится закупка энергоресурсов.
Таким образом можно констатировать, что налоги налогоплательщиков уходят в бездонную дыру оплаты за энергоресурсы. Естественно для компенсации кассового разрыва государство еще берет кредиты, тем самым увеличивая выплаты по кредитам. В добавок к этому, поскольку у государства Украины, в отличие от той же России почти нет валютных доходов от операционной деятельности, то правительству для оплаты валютных кредитов при росте курса приходится тратить все больше и больше денег налогоплательщиков на оплату по долгам.
Т.е по факту мы имеем нонсенс - налоги платятся не на удовлетворение потребностей граждан страны - а на оплату энергоресурсов и отдачу взятых ранее кредитов! Т.е правительство при таком подходе к курсообразованию, рассказывая с телеэкранов, что мы тут не при чем и мол это ответственность Национального банка, изначально ставит себя в условия невозможности выполнять свои государственные обязательства. Ну а попытка отжать бизнес на налоги с учетом стагнации и повышенных трат на энергоресурсы приводит к нулевому эффекту.
Так сбор налогов при росте курса в 2 раза за 2014 год составил всего +3%. Это даже не покрывает инфляцию. Естественно и резерва в сборе налогов в текущей системе - просто нет. Потому что бизнесу, проще закрыться, чем платить повышенные налоги... Которые как показано выше даже не пойдут на потребности граждан страны.
Теперь наступает главный вопрос: как же разрубить этот кажущийся неразрешимым узел проблем на фоне, когда курс валюты настолько оторвался от экономики, что живет своей жизнью в небесах, а реальная экономика все ближе и ближе подходит к состоянию краха?
Часть 2. Пути выхода из ситуации
Первое, что видится невооруженным глазом - правительство и национальный банк должны работать консолидировано и максимально укрепить гривну.
Разглагольствования Яценюка, что Национальный банк отвечает за курс, а я тут не причем и заявления Гонтаревой, что я не отвечаю за экономику - недопустимы. Правительство и Национальный банк должны нести консолидированную ответственность за курс национальной валюты. Чем более сильно будет укреплена гривна, тем меньше дисбалансов будет присутствовать в экономике.
Второе. Автор является противником плавающего курса доллара. Бизнес, население, банки вместо того, чтобы заниматься производством товаров и услуг и выдачей кредитов в реальный сектор экономики, начинают задавать себе вопросы: стоит ли сейчас закупать товар или продавать? хватит ли мне денег завтра? Зачем мне заниматься пр-вом, если я не могу спрогнозировать ситуацию даже на месяц-три вперед? Кто будет держать деньги в банках, если ситуация меняется каждый день? Спекуляции валютой - как раз реакция населения и бизнеса на плавающий курс.
О долговременных внешних инвестициях в условиях, когда курс может прыгать туда сюда на 20-50%, и речи быть не может. На каком уровне фиксировать курс - вопрос конечно открытый. Но чем меньше будут цифры в обменниках, тем безусловно будет лучше населению, правительству и основной части бизнеса.
Как показал 2014 год. При среднем курсе в 12 за доллар система уже может выходить на баланс экспорта импорта. Укрстат показал за 2014 год положительное сальдо торговли по товарам+услугам в 5 млрд долларов. В тоже время платежный баланс показывает все еще отрицательный торговый баланс.
Основная разница - в импорте услуг. Укрстат показывает, что импорт оказанных Украине услуг был на уровне 5 млрд долларов. Платежный же баланс фиксирует импорт услуг на уровне 12-13 млрд долларов. Скорее всего такой дисбаланс вызван из-за намеренного вывода капитала под фиктивно оказанные услуги.
Третье. Правительству безусловно нужно переводить население на безубыточные тарифы на поставку энергоресурсов. Это несет тройной положительный эффект. Во-первых, минимизирует коррупционную составляющую в перераспределении дотаций по всей цепочке. Во-вторых, конечные потребители услуг намного более эффективны в вопросам энергосбережения чем государство и это позволит сокращать потребление энергоресурсов. В-третьих, бюджет не тратит деньги налогоплательщиков на импорт энерго долларов.
Другой вопрос, что потребители не будут хотеть платить по повышенным тарифам, в условии, когда государство не может может справится с огромным курсом и из-за этого им предлагают повысить тарифы в несколько раз. Четвертое.
В условиях войны конечно трудно рассчитывать на инвестиционный бум, но если правительство не может заниматься этим направлением, то оно должно максимально продуктивно работать над снятием всех преград, лицензий и других разрешений, упрощением законодательства, чтобы подготовить почву для для дальнейшего роста экономики.
Пятое. Национальный банк должен наконец перейти на политику дешевых денег. Мы никогда не будем конкурентны, если кредиты в национальной валюте будут выдаваться под огромные проценты.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки