MENU

Валютное регулирование. Мы заблудились и оказались в Латинской Америке

6035 0

Сейчас Валерия Гонтарева — самая обсуждаемая персона в стране: одни ее ненавидят, другие защищают. Первые утверждают, что глава Нацбанка виновна в обвале гривни, вторые — что она всех переиграла. Второй тезис базируется на том, что Нацбанк позволил курсу опуститься, чтобы продать населению валюту задорого, а потом закрыл межбанк и укрепил курс, чтобы то же население сдало валюту подешевле. Таким образом государство на ровном месте заработает денег, вернет валюту в систему и продаст ее субъектам ВЭД. Очень оптимистичная теория, которую полностью перечеркивает постановление НБУ №160 "Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках" и последовавшее за ним принятие в первом чтении законопроекта №2265 "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте".

Гонтарева обещала вытянуть туз из рукава для спасения платежного баланса — вот он. Этот комплекс дополнительных мер по уничтожению импорта в Киевском центре поддержки и развития бизнеса метко назвали "Железный занавес":

Рассчитываться за импорт — в течение 90 дней. И плевать на все ваши особенности бизнеса. Народный депутат Виктор Пинзенык на заседании Рады был единственным, кто озвучил проблему: "Каким образом украинский производитель закупит технологическое оборудование, которое требует длительного срока производства? Какой иностранный партнер возьмется за изготовление продукции, когда ему нужно вложиться в 90 дней? Не меньше угроз несет этот проект экспорту, который поставляется на условиях отложенной оплаты". Какая разница? Главное — дисциплина!

75% валютной выручки продавать немедленно и обязательно. Вам самим нужна валюта? Четыре дня подождете, принесете вагон документов — и купите.

Какой в этот день будет курс — сюрприз! Зачет встречных однородных требований? Не в этом году, здесь вам не Европа.

Каждую операцию банк проверит: вдруг вы решили спасти свои средства бегством из этой тюрьмы для денег? Если до $50 тыс. — может и не проверит, больше — точно проверит. И справку из налоговой покажите, что вы честный и что долгов нет. Конечно, налоговая не сделает из выдачи справок прибыльный конвейер, у нас же самая честная налоговая в мире. А еще "Национальный банк имеет право требовать от банков приостановления операций, имеющих повышенный риск их использования с противоправной целью и получать документы, которые подтверждают добросовестный характер проведения операций". А какие это документы — сюрприз! Поставщики и кредиторы ждут? Подождут!

Кредиты, предоставленные нерезидентами, досрочно выплачивать нельзя. Партнер юридической компании OMP Дмитрий Михайленко, рассказывая о валютном регулировании в ходе форума "Налоги и защита бизнеса", объяснил, что многие компании привлекали средства за рубежом со сроком погашения в 2018-2020 гг. просто для того, чтобы не бегать в Нацбанк за продлением лицензии. В общем, не клянчили у государства, а нашли себе финансирование? Получите!

Если у вас на депозитах (на всех депозитах суммарно) есть сумма, превышающая $10 тыс., вам валюту вообще никто не продаст. Своя есть, ею и пользуйтесь. Справку о депозитах тоже нужно предоставить, куда ж без справок.

И еще справок! Порог ценовой экспертизы для осуществления платежа за услуги по однотипным операциям одному нерезиденту за год снижен до 25 тыс. евро. Если перевалило — в Госвнешинформ за справкой!

И лицензии! Больше лицензий на все!

Выплачивать дивиденды нерезиденту — нельзя. Никакие дивиденды, даже по ценным бумагам, которые котируются на фондовых биржах. Это мы так инвестпривлекательность развиваем. Возвращать нерезиденту средства от продажи облигаций — нельзя. Инвестировать за границу — нельзя.

Авансовые платежи за товар НБУ пропустит только после четырехдневной проверки, через расширенную заявку и только один платеж за раз. А может и не пропустит — имеет право. Если договор (в общем, не только авансовый платеж) превышает 500 тыс. — только с использованием аккредитива, подтвержденного банком-нерезидентом, который должен иметь подтвержденный рейтинг инвестиционного класса.

Это из того что бизнесу нельзя. Гражданину нельзя вообще ничего.

Я продолжаю утверждать, что в стремительной девальвации гривни вины Гонтаревой нет. Но в грядущем оттоке капитала — будет. Заводить валюту в страну при таких раскладах просто страшно: вход — доллар, выхода — нет.

Не так давно, до прихода к власти, вся прогрессивная тусовка инвестбанкиров клеймила политику валютного регулирования Арбузова: нам нужна либерализация, дерегуляция, гривня должна быть свободной! Дайте рынку быть рыночным! В итоге Гонтарева стала Арбузовым наоборот: при Арбузове гривню держали, регулируя предложение валюты (уничтожая резервы), при Гонтаревой — регулируя спрос (уничтожая импортеров и производителей). "Жить по декрету о валютном регулировании 1994 года, кому скажи — позорище!" — говорили они. А потом сделали из этого же декрета настоящий антирыночный жестяк.

В связи с наметившейся линией партии предлагаю Нацбанку еще несколько тузов в рукава. Например, несмотря на разительное сходство систем валютного регулирования, у нас еще остается кое-что, что мы до сих пор не позаимствовали у Аргентины:

Запрет на снятие наличной иностранной валюты с дебетовых карт за пределами страны.

Лимит по снятию наличных с кредитной карты за рубежом на уровне $800.

Налог на осуществление любых операций по кредитным картам за рубежом в размере 20%.

Запрет на покупку валюты с целью сбережений, накоплений и для размещения в банках.

Запрет на покупку долларовых ценных бумаг с выплатами за границей.

Запрет на проведение валютных транзакций внутри страны.

Полный запрет на перевод валюты с использованием платежных систем.

Можно пойти по этой тропе дальше и, следом за Венесуэлой, создать трехуровневую систему валютных торгов, в которой будут использоваться разные обменные курсы — для государства, для ключевых участников ВЭД и для всей прочей черни.

Еще можно вернуть продажу валюты по паспорту физлицам, но чтоб еще нужно было предоставить лицензию Нацбанка, справку с места работы, справку об отсутствии судимости, справку из налоговой и от нарколога с психиатром. И не больше, чем на 300 грн, а то 3 тыс. — это как-то жирно. И налог на покупку валюты довести до белорусских 15%.

Ввозные пошлины нужно удвоить, дополнительный импортный сбор увеличить до 20%, ввести еще пограничный и фитосанитарный сборы.

Но самый верный способ указал нам Фидель Кастро. Последовав примеру Кубы, мы можем провести денежную реформу и ввести новую валюту — "гривня конвертируемая", которую смогут получать только субъекты ВЭД и иностранцы, а для народа введем какие-то оторванные от реальности песо. Будем их печатать такими же кучами, как Минфин гособлигации, и выплачивать все пенсии и зарплаты только в неконвертируемых укрпесо.

Только нужно приготовиться, что за границу никто ездить не будет, производить мы ничего не сможем, а за своими автомобилями нужно бережно ухаживать — их ведь придется внукам передать.

Мария СТАСЕНКО


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини