Почему Крым наш: как Путин уточнял свою версию присоединения полуострова
Еще за три недели до референдума в Крыму Владимир Путин поручил силовикам начать работу по возврату его России, сообщил он в телеинтервью. РБК напоминает, как трансформировалась официальная версия в изложении президента.
8 марта телеканал «Россия 1» показал анонс фильма «Путь на Родину». В показанном фрагменте президент Владимир Путин говорит о том, как началась работа «по возврату Крыма в состав России». Путин рассказал, как «пригласил в Кремль руководителей наших специальных служб, Министерства обороны» и поставил перед ними задачу спасти жизнь президента Украины Виктора Януковича, иначе «его просто уничтожили бы».
«Это было между 22-м и 23-м [февраля], мы закончили около 7 часов утра. И, расставаясь, я всем коллегам сказал: мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России», – сказал Путин.
Референдум в Крыму прошел 16 марта, большинство высказалось за вхождение полуострова в состав России, что было документально оформлено 18 марта Путиным в Кремле.
За год, прошедший с начала крымских событий, Путин по-разному описывал роль России и объяснял причины вхождения в ее состав Крыма. Впервые комментируя события на полуострове на встрече с журналистами 4 марта в Ново-Огарево, президент отрицал принадлежность к российским вооруженным силам России «вежливых людей» и тогда же говорил, что присоединение Крыма к России не планируется.
В числе называвшихся за год причин – необходимость защиты русскоязычного населения, восстановление исторической справедливости, сакральное значение Крыма для России.
4 марта 2014 года, встреча с журналистами в Ново-Огарево
«Нет, [присоединение Крыма] не рассматривается. И я вообще полагаю, что только граждане, проживающие на той или иной территории, в условиях свободы волеизъявления, в условиях безопасности могут и должны определять свое будущее». «Если мы примем такое решение [об использовании войск] – только для защиты украинских граждан. И пускай попробует кто-то из числа военнослужащих стрелять в своих людей, за которыми мы будем стоять сзади, не впереди, а сзади. Пускай они попробуют стрелять в женщин и детей!»
18 марта 2014 года, телевизионное обращение президента
«Тем, кто сопротивлялся путчу, сразу начали грозить репрессиями и карательными операциями. И первым на очереди был, конечно, Крым, русскоязычный Крым. В связи с этим жители Крыма и Севастополя обратились к России с призывом защитить их права <…> Разумеется, мы не могли не откликнуться на эту просьбу, не могли оставить Крым и его жителей в беде, иначе это было бы просто предательством».
«Прежде всего нужно было помочь создать условия для мирного, свободного волеизъявления, чтобы крымчане могли сами определить свою судьбу первый раз в истории».
18 апреля 2014 года, прямая линия с Владимиром Путиным
«Россия никогда не планировала никаких аннексий и никаких военных действий в Крыму, никогда».
«Вот когда возникла именно такая ситуация – ситуация с возможными угрозами и притеснениями, и когда народ Крыма начал говорить о том, что он стремится к самоопределению, тогда, конечно, мы и задумались о том, что нам делать. И именно тогда, а не какие-то там пять, десять, двадцать лет назад было принято решение о том, чтобы поддержать крымчан. Никто из членов Совета Безопасности, с которыми я обсуждал эту проблему, никто не возражал, все поддержали мою позицию».
«Нет, ничего не готовилось, все делалось, что называется, с колес, исходя из реально складывающейся ситуации и требований текущего момента, но исполнялось действительно в высшей степени профессионально».
«Наша задача заключалась в том, чтобы обеспечить условия для свободного волеизъявления крымчан. И поэтому мы должны были предпринять необходимые меры, чтобы события не развивались так, как они сегодня развиваются в юго-восточной части Украины: чтобы не было танков, чтобы не было боевых подразделений националистов и людей с крайними взглядами, но хорошо вооруженных автоматическим оружием. Поэтому за спиной сил самообороны Крыма, конечно, встали наши военнослужащие. Они действовали очень корректно, но, как я уже сказал, решительно и профессионально».
24 октября 2014 года, выступление на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай»
«Видя, как разворачиваются события, люди в Крыму почти сразу взялись за оружие и обратились к нам с просьбой помочь им провести те мероприятия, которые они намерены были сделать. Не буду скрывать, мы использовали наши Вооруженные силы для блокирования украинских воинских подразделений, расквартированных в Крыму, но не для того, чтобы кого-то заставить идти на выборы. Да это и невозможно, вы же все взрослые люди, понимаете. Как? Под автоматом, что ли, людей поведешь на выборы? Люди шли на выборы там, как на праздник, и все это знают, и проголосовали, даже крымско-татарское население».
4 декабря 2014 года, Послание президента Федеральному собранию
«В Крыму живут наши люди, и сама территория стратегически важна, потому что именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь <…> Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм».
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки