MENU

Антикоррупционное бюро. В поисках Бэтмена…

7603 2

Мы мечтали, что новые Морфеус и Тринити вытащат, наконец, из летаргического сна нашего Нео, и он вступит в борьбу с могущественной коррупционной матрицей… Или придет Бэтмен и избавит наш Готэм от зловредных клоунов. Или ботаник в очках, простой офисный клерк, окажется вдруг Суперменом…

В общем, мы выставили свои требования к персоне будущего директора Национального антикоррупционного бюро…

Лонг-лист претендентов на это кресло нас разочаровал, ибо не было там ни Яроша, ни Парасюка, ни Чорновол, ни других борцов со старым строем, рожденных Майданом. Зато было много неизвестных и мало о чем говорящих фамилий. И было немало старых знакомых, присутствие которых удручало не меньше.

На протяжении всего отбора гремела война. Информационная. Как итог в лузерах оказались опытные бойцы – Климович, Вовк, Матиос... Кого признали некомпетентным, кого связанным со старой властью, кого, вообще, скрытым кагэбистом.

Оставшаяся (на время написания материала) четверка спустила нас с небес на землю. Ни супермена, ни бэтмена… Из четверых только один тянет на «новое лицо» – 35-летний адвокат Артем Сытник. У писателя и бывшего прокурора 55-летнего Якова Варичева послужной список впечатляющ. Но, во-первых, он из Енакиево, а во-вторых, как поспешили доложить в интернете, «с симпатией отзывался об оперативниках КГБ». Кандидат юридических наук Николай Сирый может иметь поддержку партии «Батьківщина», ведь был адвокатом Юлии Тимошенко. Его критики сегодня цитируют газетные заголовки времен Януковича, обвиняющие юриста в некомпетентности, превышении адвокатских полномочий.

Лишь одного кандидата в интернете не критикуют. Это–народный депутат, генерал-майор, Виктор Чумак. Он максимально соответствует требованиям, прописанным в законе. Справедливости ради отметим: эти критерии, как и весь проект закона, выписывались при непосредственном участии самого Чумака.

Многие считают, что Президент именно на этой кандидатуре и остановится. Ведь Чумак - из фракции Блока Петра Порошенко. Но не все так просто.

Данная деталь может осложнить прохождение Чумака через Верховную Раду. Захотят ли коллеги по коалиции настолько усиливать позиции президента?

Да и для самого Президента разве не лучше, чтобы человек, борющийся с коррупцией в самых верхах, не ассоциировался с его политсилой? Чтобы в случае неожиданных громких процессов не пошли разговоры о «карающем мече нарождающейся диктатуры»?

Не с этим ли связан неожиданно всплывший законопроект депутатов Грановского, Мушака (оба от БПП) и Хмиля ("Народный фронт")? Критики законопроекта считают, что он позволяет задним числом расширить круг возможных претендентов. Возможно, из числа варягов. Кандидатуры всех проходивших отбор иностранцев, как мы знаем, были провалены.

Почему, вообще, нам так нравятся иностранцы? Причина не в недостатке своих специалистов. Все значительно хуже. Дело в критическом отсутствии доверия между разными участниками политического процесса.

Сейчас в политикуме установилось равновесие по формуле, найденной в 2004-м году. Мы помним, что произошло, когда Янукович попытался ее сломать.

Появление нового силового органа с беспрецедентными полномочиями может нарушить статус-кво.

И дело даже не в том, насколько мощно НАБ будет контролировать власть. Главный вопрос: кто от власти будет контролировать само Бюро.

Один лишь мелкий вопросец: кому директор Бюро будет докладывать, если в сети попадет рыба, скажем так, ранга министра? Никому? Смеетесь?…

А ведь кто обладает информацией, тот обладает властью…

Тем более, что, судя по всему, НАБ будет одной из самых информированных организаций в Украине. В законе многое недоговорено. Главное, как обычно бывает со спецслужбами, содержится в подзаконных актах, закрытых от глаз общества. Речь идет о прослушке, наружке, видеонаблюдении и прочих прелестях. О неограниченном доступе к любой частной информации. О праве провоцировать на взятку. Об агентуре и нелегалах под прикрытием.

Не страшно ли, что власть НАБ станет неограниченной?

Дело, собственно, даже не в директоре Бюро. А в многочисленном аппарате этого мощного ведомства. Кого и выходцев из каких структур в него будут набирать? По закону директор Бюро сам назначает себе заместителей, начальников региональных управлений. Сидя на его месте, кого бы вы хотели видеть среди ближайших подчиненных? Команду. Людей, которым можно доверять…

То есть, друзей, однокурсников, кумовьев и однопартийцев? Мы ведь по-другому не можем.

У нас уже есть печальный опыт с Высшим советом юстиции, призванным обеспечивать неподкупность судей и превратившемся в монстра, которого сегодня боятся даже допускать к люстрации судейского корпуса. Есть и Конституционный суд, который создавался с одной целью – защитить нас от попыток узурпации власти кем-либо! И попробуй теперь этих высокооплачиваемых бюрократов в мантиях, давших Януковичу диктаторские полномочия, выгнать из насиженных кабинетов…

Как сделать, чтобы мы не получили нечто похожее?

В законе оговорено, что набор людей в Бюро «осуществляется исключительно по результатам открытого конкурса», но схема детально не прописана.

Если иностранцу не суждено стать директором НАБ, то, может быть, кому-то из них поручить поиск сотрудников, их проверку и «прокачку» на полиграфе? Попросить ту же Эку Згуладзе?

В законе упомянут некий Совет общественного контроля за деятельностью Бюро. Именно он должен защитить граждан от возможного перерождения НАБ в замкнутую, не подконтрольную обществу структуру. Кем будет проводиться конкурсный набор в Совет, каковы его полномочия и функции? Точки над «і» тут должно расставить специальное Положение, подписываемое Президентом. Существует ли оно в природе? Автору этих строк сие не известно.

Хорошо бы, если бы Совет общественного контроля сформировали уже сейчас, перед тем как новый директор Бюро приступит к работе… Хорошо бы, чтоб в него подбирали людей такого же уровня, как и в конкурсную комиссию по назначению директора. Хорошо бы, чтобы его возглавил моральный авторитет уровня Любомира Гузара…

Мечты, мечты…

По прикидкам экспертов, заработает новое Бюро не раньше июля (это если удастся назначить директора с первой попытки). Но все это лишь начало пути. Ожидать, что уже летом в сети попадуться первые крупные рыбы, не приходится. Этого можно в лучшем случае ожидать через год. В лучшем случае…

Генпрокурор Шокин, «старый бюрократ», которого все кому не лень фотожабили как двойника Пшонки, неожиданно поднял планку на высоту, до которой будущему начальнику антикоррупционного ведомства еще надо допрыгнуть. И это со старыми кадрами, несовершенными законами и судейской неприкосновенностью...

Так может не стоило и огород городить? Плодить новые и новые ведомства, расходуя золотые бюджетные средства?

Стоило. Похоже, природа коррупции такова, что одиночки типа комиссара Катани в борьбе с ней обречены. Чтобы победить спрута, нужен такой же спрут, пронизывающий своими щупальцами все поры нашего изъеденного ржей коррупции общества.

Серьезных правоведов улыбает суета политиков вокруг кандидатуры будущого директора НАБ. Потому что эта, хоть и всесильная, «контора» – всего лишь мелкий винтик огромного механизма, призванного бороться с коррупцией в цивилизованном обществе. Само по себе он мало что сможет. И чтобы все не ограничилось ловлей зарвавшихся одиночек, нужна аналитическая структура, отслеживающая потоки и активы, доходы и расходы, собственность и недвижимость потенциальных «клиентов». Этим должно в будущем заняться «Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции». А затем последуют – «специальная антикоррупционная прокуратура», «государственное бюро расследований», задача которых «наблюдать за наблюдателями, наблюдающими за наблюдателями».

Это - рутинная работа обезличенной государственной машины, выполняемая тысячами клерков, каждый из которых занят на своем участке. И это работа не одного года. А может, и не одного десятилетия.

Особенно в нашем обществе, где покупка должностей, «решение вопросов» за мзду, продвижение по службе с помощью блата и кумовства – неотъемлемый, по мнениею известного психолога Валентины Гуриевской, элемент самореализации и социального креатива. Где коррупция уходит корнями в национальную традицию, исторический принцип «дара-отдара», когда платить за услугу деньгами считалось признаком высокой нравственности. Где едва ли не каждый человек, который при бизнесе и должности, так или иначе не избежал встречи с системой коррупционного отбора, вновь и вновь возрождающей то нечистоплотное по своей сути общество, из котрого мы так хотим уйти.

Национальная компания по борьбе с коррупцией – это своего рода коммунальное предприятие по уборке мусора в городе.

Привлекательна ли для героев роль мусорщика?

Чтобы победить коррупцию, нужен не герой, а страх. Нас не надо спасать, нас надо заставить. Это как с верой. Когда-то все начиналось именно со страха перед Богом и лишь за долгие годы сформировалось в систему нравственных ценностей.

Если подобная система сложится у нас, то какая разница, кто будет антикоррупционным бэтменом и какую политическую силу он будет представлять.

Евгений ЯКУНОВ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини