...Теперь это — «Антиукраина»
Откровенность Путина в фильме о захвате Крыма, который, как легко и быстро выяснилось, был сделан по лекалам геббельсовской продукции об аналогичных захватах, многих потрясла. И даже послужила основанием для обращения в Гаагу, куда, конечно, Путина никто не повезет, — в Европе и США не знают, как ему угодить. Затем последовал стотысячный митинг в Москве. Будет и другое.
И все это требует адекватной оценки по адекватным критериям. Пока этого не наблюдается. Множество людей на разные лады комментируют и выступление Путина, и высказывания холуев разного ранга, отлавливая там несуразицы и противоречия. И действительно, многое напоминает тоннель из Бомбея до Лондона, который фигурирует в «Покаянии» Абуладзе. Вот так быстро и без усилий обличительный фильм стал провидческим.
Беда в том, что происходящее в России и ее действия в окружающем мире продолжают оценивать и анализировать по критериям того мира, которому она себя противопоставляет. Доходит до смешного: вполне вроде бы умные люди в самой России всерьез рассуждают о стратегии и тактике оппозиции на будущих выборах, хотя давно уже нет ни оппозиции ни выборов — только имитация того и другого. Что же до внешнего мира, то он просто-напросто проглядел процессы, шедшие в России последние годы. И совершенно не хочет менять привычный образ жизни, что неизбежно следует из признания перемен.
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА
В последние годы на Западе сокращались расходы на исследования России, это задело даже литературоведение. Если приглядеться, в политических экспертах ходят те люди, которые числились в ветеранах советологии уже тридцать лет тому назад. Что каждый из них скажет, известно заранее, как и то, кто прикормлен кремлем, а кто предпочитает честную бедность. Хороший человек — бывший посол США в России — Макфол, знающий и понимающий. Но абсолютно неадекватный — его перезагрузка российско-американских отношений обернулась тем, что президент Обама пляшет казачка перед Путиным. Год назад я был наивен: предполагал, что захват Крыма подействует на американский истеблишмент, как некогда подействовал Перл-Харбор, — разрушит изоляционистские иллюзии. Ничего подобного не произошло.
Чего ж тогда говорит о европейцах, умиротворяющих кремль и делающих вид, что не слышат гопницкого хвастовства Путина. И не придающих значения той картине мира, которая определяет его политику и настроения российского общества. Ведь все эти вроде бы смешные рассказы о поездах-убийцах, шедших в Крым год назад, об американском десанте, о перевороте в Киеве, организованном Вашингтоном, — это серьезно. Вот так видят мир дорогие россияне, абсолютное их большинство.
Пытаться повлиять на это бессмысленно. Это надо просто иметь в виду. И смотреть хотя бы время от времени русские информационные программы, сериалы и фильмы, подобные крымскому. Прошу прощения за автоцитату, но я повторю свое описание нынешней ситуации, сделанное не в жанре газетной заметки:
царь сказал
антихрист поселился
там где родники
зовут криницей
и Господь за то обрек потопу
все что западнее конотопа
горы, чащи, реки и равнины
та страна вчера
звалась россия
а теперь
то антиукраина
правды нет
осталась только сила
Разумеется, это еще и Антиамерика, но Аляску с Калифорнией оттяпать — руки коротки. Но то, что в русской картине присутствует реальная возможность нападения США на Россию, факт.
Но есть же еще вроде не то 14, не то 16 процентов здравомыслящих людей. Или нет? Есть, но они не на другой планете живут. Став после убийства Бориса Немцова единоличным лидером как бы оппозиции, Алексей Навальный запутался в собственных формулировках о том, стоит ли США давать оружие Украине. Наверняка его верные последователи — а среди них лидеры общественного мнения — оправдают и это заявление, как оправдали его крымнаш.
Навальный продолжает отвлекать от самого главного — от войны, предлагая разные способы устранения смещения чиновников-коррупционеров. Когда я об этом говорю, мне возражают: возможно заниматься и тем, и другим.
Нет, не получится, потому что быть против войны — быть против системы, а бороться за очищение от коррупционеров — быть ее частью и бороться за ее улучшение. Чем и занимается вся так называемая оппозиция в России. Прогрессивная общественность и прочая русская интеллигенция даже и не заметила, как борьба за принципы и ценности была заменена постоянным поношением некоторого числа людей во власти, вплоть до подглядывания в замочную скважину и подсчета денег в чужих карманах. А ведь это лакейское занятие, увлечение уязвленных холуев. И убиенный Немцов немало сделал для этой подмены.
Это на поверхности. А есть еще глубокие слои массового сознания, в которых живы советские стереотипы. Вот вполне приличный человек Юлий Ким сочинил и написал песню, в которой изумляется тому, что Россия воюет с Украиной. В русском обыденном сознании это никак невозможно. Там нет места тому, что теперь, как мне кажется, весьма существенно для украинской идентичности — истории борьбы с русской экспансией. Может быть, не стоит ходить далеко, вспоминать упразднение Сечи, судьбу Шевченко и стремление самодержавия и славянофилов заменить украинское малороссийским. Но хоть «Белую гвардию» тот же Ким читал? Я уж не говорю про репрессии двадцатых годов, Голодомор, но про войну, шедшую в Украине до середины пятидесятых, он слышал? Об убийствах Бандеры и других лидеров сопротивления, стоящих в одном ряду с убийством Литвиненко, он знает?
Знал бы, не изумлялся бы происходящему. Впору удивляться тому, как долго удавалось удерживать относительное спокойствие меж серединой пятидесятых и серединой восьмидесятых, подавляя любую украинскую самобытность, сознательно провинциализируя украинскую культуру и создавая образ малоросса-недорусского.
Именно этот образ и лежит в основе концепции единого украинско-русского народа, определяющей политику кремля. Ахать-охать тоже не надо. Вот так они видят мир, и это следует иметь в виду.
Не стоит также издеваться над тем, как организуются и проводятся кремлевские митинги. Мол, проститься с Немцовым добровольно пришло пятьдесят тысяч, а кремль по разнарядке и за деньги собрал сто тысяч. И все они вовсе не «по зову партии, по велению сердца».
А по велению сердца и не требуется. На настроения населения власти плевать. Важно другое: продемонстрировать организационную мощь аппаратной машины, способной мобилизовать множество людей, независимо от их настроений и убеждений. Если бы стало известно, что на Васильевский спуск согнаны исключительно противники захвата Крыма, власть была бы счастлива.
Более того, как я уже много раз говорил, один раз согнанные становятся самыми верными союзниками власти. Создается союз униженных, не желающих признавать своего унижения. Теперь для этих людей смертный враг любой, кто смеет сопротивляться, кто избегает общей участи даже ценой свободы и жизни. А власть — родная, как террорист для заложника, тюремщик для зэка, следователь для того, кого он пытает. Описано миллион раз и столько же раз бывало.
А уж о том, что ухудшение экономической ситуации делает режимы, подобные российскому, агрессивнее и наглее, сказано уже многими. Но еще больше людей продолжает рассчитывать на то, что внутренние экономические проблемы отвлекут кремль от внешней экспансии.
Обзор происходящего в России можно продолжать долго. Важно понять одно: здесь теперь иное, отличное от того, что есть в окружающем мире. Вполне доступное для понимания и описания, но при адекватной методике и при понимании внутренней логики изучаемого предмета.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки