Газпром, до свиданья: что озаначает для Украины отказ от закупок газа в России
О прекращении закупок в РФ 23 марта заявил глава Минэнерго Владимир Демчишин. "Нет острой необходимости", — пояснил решение министр.
Необходимости действительно нет. Отопительный сезон окончен, причём в украинских подземных хранилищах, по данным Gas Infrastructure Europe, по состоянию на 24 марта осталось более 7,7 млрд кубометров природного газа — достаточно, чтобы поддерживать бесперебойный транзит в ЕС.
Чтобы впервые по своей воле, пусть и временно, отказаться от поставок газа из РФ, Украине понадобилось более 20 лет.
В начале 1990-х Украина потребляла более 100 млрд кубометров газа в год — 4/5 этого объёма поступало из России. К 2010 году потребление сократился примерно до уровня 50 млрд кубометров. В 2014-м — до 42 млрд. Причём до прошлого года Украина не делала практически ничего, кроме разве что сокращения потребления газа, для уменьшения зависимости от РФ. Всё остальное — непосредственная заслуга Газпрома.
Именно российский монополист "достал" Европу сначала газовыми войнами, затем монопольным повышением цен и правилом "бери или плати", а потом и настойчивыми попытками обойти директивы третьего энергопакета ЕС. Именно Газпром вложил миллиарды в экономически необоснованное строительство Северного и Южного потоков в обход Украины — в итоге первый работает в половину мощности, а от строительства второго Россия вынуждена была отказаться, потеряв несколько миллиардов, буквально закопанных в землю. Наконец, именно российская монополия с прошлого года сократила поставки в ЕС, чтобы в пик холодов ограничить реверсные поставки газа из Европы в Украину. Последний "финт", по подсчётам "Интерфакса", обошёлся России в $5–6 млрд: около $5,5 млрд недополученной прибыли и до $400 млн штрафов. В марте монополисту пришлось возобновить поставки — новая газовая война для российской компании, получающей около 60% выручки именно в ЕС, оказалась не по силам.
Украина активно подключилась к этому процессу только в прошлом году. Сначала — присоединившись к европейской системе мониторинга газовых запасов, что позволяет полностью исключить любые обвинения со стороны России в необоснованном отборе газа, как это было в 2009 году. Затем — оспорив положения контракта с российским монополистом в международном суде. И, наконец, благодаря заключению новых контрактов и максимальному расширению реверса из Европы.
Итогом всего этого можно считать последние газовые переговоры в Брюсселе, прошедшие 20 марта. По их результатам уходит в прошлое правило "бери или плати", а Россия обязуется бесперебойно поставлять газ в ЕС (и по предоплате в Украину) до рассмотрения газового спора Нафтогаза с Газпромом в Стокгольмском арбитраже.
Что это означает для Украины? При сохранении прошлогоднего уровня потребления в 40–45 млрд кубометров в год собственная добыча, по прогнозу Минэнерго, составит до 19 млрд кубометров, более 15 млрд обеспечит реверс и только 10 млрд будет импортировано из России. Падение доли поставок из РФ до 20–25% потребления как раз и даёт возможность отказаться от закупок российского газа весной. По крайней мере до тех пор, пока его стоимость (около $350 за тысячу кубометров со скидкой) не будет снижена до уровня цен ЕС, где сейчас 1 тыс. куб. м стоит $240–250.
Скорее всего, это произойдёт в Берлине 13–14 апреля — на эту дату запланировано окончательное подписание газовых соглашений с РФ.
Но расслабляться на этом рано. Впереди разбирательство в Стокгольмском арбитраже, дальнейшее расширение реверса, наращивание внутренней добычи и сокращение внутреннего потребления, которое, по самым оптимистичным подсчётам, на 15–20% состоит из банальных потерь. Если не сделать всего этого, Украина рискует "застрять" в нынешнем положении на следующие 20 лет, "успокоившись" и ежегодно выкладывая по $6–9 млрд за импортный газ. Хотя вполне способна свести эти затраты к нулю и даже зарабатывать на собственной добыче.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки