MENU

Что кроется за публичным арестом Бочковского

11119 7

В публичных арестах коррупционеров нет ничего необычного для демократических стран. Публичные аресты – это не тень сталинских репрессий. Наоборот, при Сталине или при других диктатурах обычно арестовывают тайно, ночью. Также тайно диктаторы уничтожают своих противников. Иногда устраивая публичные казни для запугивания населения.

В моей родной Беларуси, которая так гордится борьбой с коррупцией, не было ни одного публичного ареста крупного чиновника – всегда тайно. Зато там похищали лидеров оппозиции и до сих пор каждый оппозиционер ждет неожиданного ночного налета спецслужб. В Беларуси без ведома Лукашенко ничего серьезного сделать нельзя. И это не борьба с коррупцией, это создание тоталитарной модели управления страной.

Публичный, демонстративный арест государственного чиновника и публичный суд – это элементы системной борьбы с коррупцией. Главу госслужбы по чрезвычайным ситуациям и его заместителям арестовали прямо на заседании правительства Украины – и это мощная психологическая встряска для всей вертикали. Арест проводили сотрудники МВД. И руководить обеглавленным ведомством отправили советника министра МВД Зоряна Шкиряка. Возможно, историю с публичным арестом подсказали грузинские советники в МВД.

Заместитель министра Авакова Эка Згуладзе еще прошлым летом рассказывала о публичной и жестокой борьбе с коррупционерами:

- Мы действовали очень агрессивно первый год. Мы арестовывали, арестовывали и арестовывали. И делали это публично, при камерах, некрасиво, это было унизительно для всех.

Это тоже были символичные акты, которые доносили два меседжа: 1) сажаем тех, кто берет; и 2) тех, кто дает. Мы арестовывали даже нескольких депутатов из правящей партии, губернаторов нового правительства, новоназначенных полицейских и прокуроров.

Но публичные аресты – это не грузинская придумка. В соседней Польше действуют не менее жестко и публично арестовывают чиновников-коррупционеров до сих пор, а не "в первый год реформ". Не бывает в борьбе с коррупцией первого года и последнего, если останавливаешься, ситуация сразу выходит из-под контроля.

В ноябре я был в гостях у своего друга в Белостоке. В свое время он отсидел пару лет в коммунистической тюрьме как активист польской "Солидарности". За столом в деревенском доме сидел его товарищ по борьбе, сейчас – заместитель мэра Белостока. Он точно не производил впечатления богатого или самоуверенного чиновника, каких мы обычно привыкли видеть у себя дома. Наверное, маскируется, решил я, и потом устроил допрос товарищу про то, как в Польше борются с коррупцией и платят ли бизнесмены мзду героям борьбы с тоталитарным режимом. Польша, конечно, не идеальная страна с точки зрения качества госаппарата, но уж наглость и жадность чиновников удалось выжечь каленым железом. Товарищ рассказал пару последних историй.

Особенно меня поразил рассказ об аресте директора популярной в городе гимназии. Гимназия считается в Белостоке очень хорошей, и многие родители стремятся отдать туда своих детей. Директор гимназии – женщина с хваткой, поставила на поток дело оплаты услуг мимо кассы. Ее арестовали 1 сентября на торжественной линейке перед толпой коллег и детей с родителями. Она вышла к микрофону, но не успела поприветствовать всех с началом учебного года. Жестоко? Конечно. Но этот кошмар будут годами вспоминать 1 сентября все учителя гимназии и богатенькие родители одаренных учеников.

"Наша антикорруционная служба специально выбирает самые скандальные моменты для ареста коррупционеров. Пару раз бывало, что прямо из операционной забирали кого-то, что, конечно, перебор. Но обычно все обставлено так, чтобы была максимальная огласка и максимальный шок", – рассказывал товарищ.

Публичный арест – важный элемент борьбы с коррупцией. Он демонстрирует, что казнокрад будет не только снят с должности, но и максимально публично опозорен. Это предупреждение и другим чиновникам.

Но только арестами под телекамерами коррупцию не побороть. Если дело не дойдет до суда, если утром чиновника арестовывают, а вечером уже выпускают под любым предлогом или под залог, или чиновник получит условный срок после многих месяцев судебной тяжбы (рекорд принадлежит России – 9 лет условно как-то дали бывшему главе ФСБ Ковалеву во времена Ельцина), то толку большого от этих пиаркампаний не будет. В конце концов, ради украденных миллионов чиновники как-нибудь переживут 5 минут публичного позора.

Павел ШЕРЕМЕТ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини