Что объединяет фашизм, советизм и путинский агитпроп
Выполняю сделанное в эссе о патриотизме обещание подробнее поговорить о феномене левого фашизма.
Я исхожу из того, что кроме таких важнейших характеристик фашизма и нацизма как создание тиранической диктатуры (с общей целью разрушения институтов гражданского общества) необходимо учесть его культурологический пафос, отличающий от иных видов тоталитаризма.
Фашизм, который можно спектрально разложить на «консервативную революцию»*, собственно фашизм (или гипер-этатизм) и национал-социализм (расистскую партийную диктатуру), обращён к мифологии средневековья, к культу «реакционного» романтизма, отрицания и Ренессанса и, главное, эпохи Просвещения, таких её интеллектуальных плодов как либерализм и социализм**.
В отличие от этого тоталитарный коммунизм — это самая радикальная форма проекта Просвещения, ходя в качестве базовой социальной модели использует бесконечно идеализированную архаическую догосударственную модель социума.
Если вернуться к моей теории ротации и замещения социокультурных типажей, то фашизм-нацизм — это когда мещане*** начинают играть в рыцарей, оставаясь в натуре мещанами. Парадоксально, но в этом им навстречу идут «рыцари» (аристократы и интеллектуалы), решившие что пришла пора стать «мещанами».
Фашизм-нацизм, прежде всего, отличает гипертрофированный эстетический консерватизм и вульгаризация искусства, сведения его исключительно до уровня идеологически-иллюстративного материала. В том же ряду идёт и целенаправленная примитивизация науки и философии, биологизация социума и мифологизация истории, стремление воссоздать жёсткий кастовый строй: партийные вожди — военные и политическая полиция — богатое и бедное простонародье - «недочеловеки».
Исходя из этого я отнёс поздний советизм к разновидности «левого фашизма». «Советизмом» я называю ту идеологию, которая в середине двадцатых годов почти окончательно вытеснила большевизм в качестве государственной идеологии Советского Союза. Советизм — это смесь вульгаризированного марксизма, фрагментарного ленинизма, с обломками царистского империализма и панславизма. Строго в соответствие со средневеково-схоластической доктриной о «двух истинах» (богословской и философской, которая хоть и служанка богословия, но ведёт отдельное хозяйство), советизм позволил развитию с сфере науки и образования позитивистских подходов, а в сфере искусства — салонного академизма. Слишком уж очевиден стал разрушительный характер партийного доктринёрства в науке и культуре.
В эпоху позднего Хрущева большевистский романтизм был уже практически вытеснен из идеологии. Остался только инерционный диктат коммунистической аскезы и вражды к приватности, насаждения натужного «коллективизма», которые так бесили миллионы советских обывателей, которые мысленно стремились к мелкобуржуазному жизненному стандарту, соглашаясь оставить от социализма только систему социальных гарантий.
Вульгарно-классовый подход в историографии всё быстрее вытеснялся национально-религиозной историософией. Поэтому такой строй я определил как«левый фашизм». От обычного - правого - фашизма его отделял не только декоративный интернационализм и антиколониализм, но и это — главное — категорическое неприятие рынка как социального явления, и «аполитичного мещанства», как массового социального типажа.
Началось движение к левому фашизму советизма, как ни странно это может сейчас показаться, началось вовсе**** не в период послевоенной борьбы с космополитизмом и сионизмом. Тогда марксистско-большевистская инерция была ещё очень сильна и «коричневый» уклон 1946-53 годов был достаточно быстро нейтрализован. Ситуация поменялась через 10 лет, когда выросла новая — почти исключительно крестьянская по ментальности - генерация номенклатуры. И вот эта генерация стала главным мотором левофашизации.
Важной особенностью левофашизма стало появления такого феномена, как государственная криптоидеология. На самом деле идеологией-2 внациональных республиках стал этнический национализм «титульной» нации, который в полиэтнических образованиях стал приобретать формы микроимперства. А в РСФСР и УССР идеологией -2 стал национализм русский великодержавный и государственный антисемитизм*****. Именно наличие идеологии-2 дало возможность партхозноменклатуре республик мгновенно стать прорыночной и прозападной националистической элитой, а новорожденную российскую компартию превратило в аналог левого крыла ранней НСДАП.
Необходимо отметить, что тотальное превращение советизма в левый фашизм сильно тормозили осмеиваемый сейчас интеллектуалы-шестидесятники. Они создали совершенно надуманный культ «гуманного и демократического», «настоящего»ленинизма. Однако именно этот культ помог последниммарксистским элементам в советизма выдержать фашизацию и продержаться до перестройки. Затем уже подключилось либеральное западничество, сперва притворяющееся социал-демократией.
Когда на рубеже 90-х стал очевиден полный крах мировой квазирелигии ленинизма, то на отечественной политической сцене сошлись три главных актора (действующих лица): либерально-революционое западничество, постнеосталинизм (непосредственно неосталинизмом были идеологические движения 60-70-х, направленные на, как тогда говорили, пересмотр (антисталинских) решений XX и XXII съездов КПСС) и идеология русской консервативной революции, которая сперва приобрела вид православного монархизма, а затем и радикального***** крыла путинизма.
Антирыночные, интернационалистские и просветительские традиции ленинизма были стёрты с лица земли совместными ударами ностальгического монархизма и рыночного романтизма. В результате у левого фашизма исчезла вся «левизна». В результате единственным препятствием на пути кстандартному фашизму остались только «обломки» ельцинской буржуазной революции, а также небольшое молодежное проевропейское левоанархическое движение.
Если посмотреть в большой исторической перспективе, то пропуская небольшие периоды демократических настроений, мы видим почти непрерывное эволюционное движение от радикально-антирыночного и антиимперского ленинизма (большевизма) к восстановлению рыночного централизованного великорусского государства. Сперва отпадает интернационалистская составляющая (её оставляют только как подспорье в геополитических конфликтах).
Потом элиминируется знаменитая большевистская аскеза и просветительство. Затем происходит отказ от антибуржуазности и превращение ядра «ядра всемирного коммунистического государства» в русское национальное государство (с обременениями). Мы видим как идёт постепенное, но неуклонное замещение коммунистических компонентов фашистскими или не мешающими фашизации. Например, в отличие от советизма с его манией жертвенностии коллективизма гитлеризм особый упор делал на защите приватной обеспеченной жизни в кругу патриархальной семьи. Не через массовыеполитинформации и субботники создавали общность людей, но через хоровое пение этнофольклора и квазинародных праздниках.
Итак, мы видим траекторию: большевизм — сталинизм (ранний советизм) — левый фашизм (поздний советизм) — путинизм (консервативная революция).
От коммунизма к фашизму. В этом движение лишь два исторических разрыва — оттепель и перестройка, переросшая в демократическое движение. Историк отметит лишь постепенное нарастание «нормальности», разрушенной большевизмом - признание приватной сферы, постепеннаялегализация частной собственности, возвращение к национальной государственности и традиционной культуре.
О самом путинизме уже сказано очень много. Постараюсь выделить в нём ещё одну характерную черту. Прежде всего, его идеология и его пропаганда, в отличие от доктрин советизма, которые строились на непрерывной апелляции к научному подходу, к ценностям просвещения, полностью «анаучна», принципиально обращена к подсознанию, к романтизации традиции и мифологизации истории, к поощрению социобиологического в человеке. Вот очень выразительный пример. Послевоенный советизм стал уникальным для человеческой истории социумом в котором «борьба за мир» и непрерывные клятвы в стремлении избежать войну стали центральным местом государственной идеологии. И раньше правители старались, часто лукаво, говорить о своей приверженности к миру, как например, это было в гитлеровской Германии. Но такая демонстративная надсадность, как в СССР — это нечто необычное.
Разумеется, наглядная агитация, как и сейчас пестрела изображениями баллистических ракет, танков с высоко поднятыми стволами и шеренгами добрых молодцев, крепко прижимающих к груди вздетые автоматы (о, старина Зигмунд, какой был это был для тебя материал!). Но всё это железнофаллическое изобилие обязательно сопровождалось надписями вроде «Миру-Мир!», «На страже мира» и прочее. Никакого нынешнего бабуинского размахивания «искандерами» и позирования на фоне ядерных грибов нельзя было и представить. А уж дипломата, несанкционарованно пригрозивших какой-либо стране атомным ударом, ждало бы только одно — пожизненное переписывание мидовского архива фиолетовыми чернилами из чернильниц. Ведь даже знаменитое хрущевское «мы вас закопаем» немедленно представили как констатацию неизбежного поражения Америки в соревновании по производствусвиной колбасы******* на душу трудящегося населения.
Но поклонникам путинизма, прочно погруженным в фантастический мир, где средневековые руины на месте которых стоит военно-морская база Севастополь, внезапно оказывается Ионом русского народа, и до ушей закормленного драматическими рассказами о многовековых русофобских заговорах, необходимо одерживать виртуальные победы. Поэтому когда ему показывают ядерный гриб не на пыльных стендах по гражданской обороне (рота, вспышка - слева, кладбище — справа), а на фоне Белого дома или Капитолия, и атакующие красные стрелки, устремлённые к Варшаве и Берлину, он сам выталкивает из себя мысли, что всё украденное у него находиться именно там, куда обворовавшие его якобы и целят свои «молниеносные глобальные удары».
* Доктрина, созданная рабовладельцами Юга, и содержащее предположение, что обездоленный пролетариат Восточного побережья США восстанет против буржуазии и потребует своего обращения в заботливое рабство, что 150 лет назад смотрелось не как ядовитый антибольшевистский памфлет, но как полный бред проигрывающих гражданскую войну войну плантаторов.
** Несмотря на название, партия Гитлера полностью отрицала один из главнейших постулатов социализма — самоуправление работников.
*** Здесь имеется в виду типаж трусливого, жесткого и охваченного ксенофобией и сексизмом мелкого собственника, полный антагонизм «бюргера», как этот тип понимал Томас Манн.
**** «Дорогой товарищ Вовси, ты нам снова друг и брат, оказалося, что вовсе ты ни в чем не виноват». На днях исполняется 62 года этой частушке.
***** В остальных республиках евреев считали либо особым сортом русских русификаторов, либо ещё одним подчинённым народом в русской империи.
****** Умеренным крылом путинизма были сторонники русского «бархатного пиночетизма».
******* Знаменитый слоган 60-летней давности «Лучшая птица — это свиная колбаса». Сперва это было сказано так «Найкраща птиця - свиняча ковбаса».
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки