Принятие закона о реструктуризации валютной задолженности оброс брехнёй
Много шуму наделал тут принятый законопроект про реструктуризацию валютной задолженности. Уже некоторые авторитетные (и не очень) товарисчи отметились постами разного уровня гневности. И вообще эмоции бурлят. И похоже будут бурлить и далее. Потому определимся сначала с матчастью. Самым распространенным заблуждением (вернее прямой брехней) есть следующее, мол:
"Валютные кредиты выдавались за счет валютных депозитов, и соответственно их возврат необходим для выплат депозитчикам." Это есть брехня. Подавляющее число "валютных" потребительских кредитов выдавалось на самом деле в гривне. То бишь продавцу товара перечислялась гривна по безналу, а "взятая в кредит валюта" продавалась тому самому банку практически в момент ее выдачи. То бишь никак не влияя на валютную позицию банка по итогам дня. В сухом остатке от операции - заемщик имел обязательство в валюте (улучшая ту самую валютную позицию банка), но ни единого собственного доллара или евро на это дело банк не тратил.
Полученные таким образом валютные обязательства (со стороны населения) позволяли по итогу банкам "по настоящему" кредитовать кого-то в валюте. И на этот раз уже не физлиц а какой-то бизнес. И по большей части "свой". Которые деньги шли на финансирование импорта, как равно и вывоза капитала в офшоры. Вот это уже действительно кредиты. Но вероятность их возврата уж совсем иллюзорна. По сути валютные кредитчики - своими обязательствами финансировали тот самый импорт и вывоз капитала, в первую очередь - капитала самих банков (и связанных лиц). Но когда обязательства эти стали проблемными - в системе начались проблемы.
Кто-то утверждает что принятое решение ставит банки в сложное положение или вообще на грань гибели. Брехня. Принятое решение имеет единственной целью собственно спасение тех самых банков и самого НБУ. При падении курса гривны втрое (и более, если говорить о "длинных" кредитах на жилье) стоимость валютных обязательств сильно возрасла по отношению к стоимости гривневых. Но значительная доля валютных кредитов ныне относится к категории "плохих", то бишь серьезно подрывает ликвидность банков. Не давая им возможности тем самым выполнять нормативы НБУ. И как следствие - получать живительный рефинанс, да и вообще продолжать деятельность. И это проблема. Конвертация этой задолженности в гривну по смешному курсу - во первых сильно уменьшит стоимость "плохих" обязательств, а во вторых даст шанс их сделать "хорошими", и тем самым приблизит банки к выполнению тех самых нормативов. То бишь убытки налицо, но это отсрочка эвтаназии банков со стороны НБУ. И шанс еще немного "погулять" на этом балу.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки